Организация школьного питания в МАОУ гимназии № 29 г.Томска для обучающихся, в том числе с ОВЗ
Здоровое питание является неотъемлемой частью повседневной жизни и способствует крепкому физиологическому, психическому и социальному здоровью человека. Качественное питание обеспечивается путем потребления безопасных пищевых продуктов в рамках сбалансированной диеты, в результате чего полностью удовлетворяются потребности нашего организма в питательных веществах. Между питанием ребенка и результатами обучения существует тесная связь. Здоровое питание напрямую влияет на уровень достижения учеником высот своего потенциала знаний, уровень полноценного физического и умственного развития, на здоровье. Если дети не получают полноценного питания, то они не смогут хорошо учиться в школе, будут часто пропускать занятия по причине плохого самочувствия. Правильное питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике большого количества заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости школьников, их гармоничному физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде и оказывает существенное влияние на формирование и состояние здоровья человека на протяжении всей его последующей жизни. Поэтому проблема школьного питания, полноценного, сбалансированного рациона приобрело для работников МАОУ гимназии № 29 г. Томска актуальность. Итак, мы приглашаем всех совершить экскурсию в столовую МАОУ гимназии № 29 г. Томска. На сегодняшний день гимназия располагает удобной школьной столовой, обслуживание в которой на высоком уровне осуществляется работниками индивидуального предпринимателя Ляпко Ирины Геннадьевны, успешно работающей на рынке услуг по организации школьного питания более 20 лет. По типу столовых наша относится к закрытому, с полным циклом производства, обслуживает учеников и работников гимназии 6 дней в неделю. Организация и рацион питания обучающихся согласуется с органами Роспотребнадзора. На сегодняшний день в гимназии организовано горячее групповое питание и питание по свободному меню для 100 % обучающихся. Ежегодно Совет по питанию гимназии проводит мониторинг охвата учеников горячим питанием (анкетирование), анализирует полученные данные и принимает меры для охвата большего количества школьников питанием в столовой гимназии. В качестве меры социальной поддержки, гарантированной государством, в гимназии организовано питание отдельным категориям обучающихся и обучающихся с ОВЗ. Для большего охвата питанием обучающихся и сотрудников в столовой работает буфет, где можно купить кондитерские и кулинарные изделия, фрукты, соки и др. По результатам опроса более 45 % учеников гимназии пользуются буфетной продукцией. Режим работы столовой соотнесен с режимом работы гимназии и соответствует санитарно – эпидемиологическим требованиям. Обеденный зал гимназии вмешает одновременно 150 человек. Это очень уютное, красивое помещение, в котором ученики гимназии любят не только принимать пищу, но и просто посидеть, поговорить. Столовая – любимое место наших ребят. В столовой созданы условия санитарно-гигиенической безопасности питания: мытье рук теплой водой с мылом, электросушилки, наличие салфеток на столах и др. Обеденный зал оборудован столовой мебелью с покрытием, позволяющим проводить их обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств. В связи с введением бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование, в гимназии изменился график приёма пищи для обучающихся. Теперь ученики завтракают в столовой в несколько потоков и строго по графику: в первой смене на переменах после первого, второго (1 и 4 классы), третьего (5 и 9 классы) уроков и обедают после четвертого (10 – 11 классы) урока; во второй смене обедают на переменах перед первым (2 классы), после первого (3 классы), второго (6 и 7 классы) и третьего уроков (8 классы). Между сменами ученики могут дополнительно пообедать с 12-30ч. до 14-30ч.
Кухонные работники за 7 минут до начала перемены накрывают на стол для учеников 1 – 4 классов, следят за чистотой обеденных столов, протирают их с дезинфицирующим средством после приема пищи учениками. Для поддержания порядка в столовой на переменах организовано дежурство администрации и дежурного класса, которые следят за тем, чтобы в зал столовой не входили ученики, чье время для питания еще не наступило, чтобы школьники уносили за собой грязную посуду. Также в столовой на переменах находятся классные руководители, которые следят, чтобы ученики их классов заняли свои места, успели покушать и убрать за собой посуду. В помещении столовой на стенде вывешивается ежедневное меню, заверенное директором гимназии и заведующей производством, состоящее из завтрака, обеда и дополнительных блюд, обеспечивающее разнообразие горячего питания школьников. В недельном меню чередуются дни рыбных, мясных, блюд из курицы, печени, творожных, молочных и др., что позволяет в питании соблюдать сбалансированность. Питание обучающихся в гимназии соответствует принципам щадящего питания, предусматривающее использование определенных способов приготовления блюд: варка, приготовление на пару, тушение, запекание, исключены продукты с раздражающими свойствами.
Ученикам предлагаются не только мясные и рыбные блюда, но и разнообразные каши, запечённые в меде яблоки, котлеты морковные и из капусты, салаты фруктовые и овощные. Ребятам очень нравятся витаминные напитки, кисели и желе с использованием ягод: брусники, клюквы, облепихи, голубики, вишни, черники, клубники и шиповника. Выпечка в столовой гимназии всегда свежая и разнообразная. Ученики с удовольствием покупают пирожки с картошкой, капустой и рыбой, ватрушки, булочки, пиццу, кексы, слойки, сосиски в тесте и др. Контроль за технологией приготовления пищи несколько раз в день осуществляется заведующей производством и членами бракеражной комиссии гимназии, созданной приказом директора. Результаты органолептической оценки блюд заносятся членами бракеражной комиссии в специальный журнал. Бракеражная комиссия гимназии осуществляет контроль закладки продуктов и выхода готовых блюд; контроль доброкачественности готовой продукции по показателям: внешний вид, цвет, запах, консистенция, сочность и др.; дает разрешение к выдаче блюд; осуществляет контроль режима питания учеников гимназии, качество доставляемых продуктов и условия их хранения.
В гимназии создана общественная комиссия по контролю за организацией и качеством питания обучающихся гимназии, которая осуществляет общественный контроль над питанием обучающихся, работой столовой гимназии, соблюдением работниками столовой и обучающимися требований СанПиН, занимается пропагандой принципов здорового образа жизни и полноценного питания. В состав общественной комиссии входят и работники гимназии, и родительская общественность, и ученики старших классов. В гимназии также создан Совет по питанию, который руководит комплексной целевой программой «Здоровое питание». Совет по питанию и бракеражная комиссия работают в тесном сотрудничестве, проводят совместные внеклассные воспитательные мероприятия, проверки пищеблока столовой, по итогам которых составляют акты. По инициативе данных структурных подразделений в гимназии были разработаны различные локальные акты (положение о столовой гимназии, положение о питании учеников гимназии, положение о бракеражной комиссии, положение об общественной комиссии по контролю за организацией и качеством питания обучающихся, положение о Совете по питанию, программа производственного контроля и др.), которые регламентируют систему организации питания в гимназии, контроль и управление данным процессом.
Для более эффективной работы школьной столовой администрация гимназии в течение многих лет в системе проводит мероприятия по укреплению материально – технической базы и созданию условий, соответствующих санитарно – гигиеническим нормам и требованиям. В этой связи за данный период был проведен капитальный ремонт всех помещений пищеблока столовой, заменены окна, батареи, двери, приобретено новое современное оборудование: мармит для первых и вторых блюд, прилавок для горячих напитков, холодильники, пароконвектомат, котел электрический, пекарский шкаф, машина протирочно – резательная, картофелечистка, мясорубка, ларь морозильный, водонагреватель проточный, посудомоечная машина, стеллаж кухонный, стеллаж для складского помещения, электрическая сковорода, вытяжная вентиляция и др.). Всего в помещении пищеблока столовой находится технологическое оборудование, инвентарь, мебель на сумму более чем 2 000 000 рублей. Кроме того, в столовой оформлены три стенда и установлены три баннера.
В гимназии успешно продолжает реализовываться пилотный проект школьного питания «ИнфоШкола», который позволил создать нам систему безналичного расчета в школьной столовой, который логично вписался в комплексную целевую программу «Здоровое питание». Проект «ИнфоШкола» позволил в два раза увеличилась скорость и точность обслуживания в столовой (тех, кто пользуется свободным меню), делать предварительные заказы. У родителей учеников появилась возможность через сайт видеть полное меню столовой и высказывать свои пожелания. Питания в гимназии организовано поставщиком питания Ляпко Ириной Геннадьевной. Данный поставщик питания обслуживает в г.Томске более 10 общеобразовательных учреждений и загородные лагеря. Ее коллектив неоднократно был награжден дипломами и грамотами за высокий уровень и качество обслуживания. Работники Ляпко И.Г. организуют питание в гимназии с декабря 2017 года. Но даже за это небольшое время все оценили высокий профессиональный уровень ее коллектива. Поэтому в Книге отзывов и предложений для Ляпко И.Г. и ее коллектива благодарные работники гимназии и родители учеников пишут слова признательности за высокое качество питания.
В гимназии реализуется комплексная целевая программа «Здоровое питание», целями которой является разработка модели организации здорового питания школьников, создающей условия всем участникам образовательного процесса для приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровое и рациональное питание. Педагоги гимназии в рамках программы проводят с учениками различные классные часы: «Физиология питания», «Как сохранить здоровье и правильно питаться», «Секреты здорового питания» и др. Кроме того, в гимназии проводились конкурсы рисунков «Моё любимое блюдо», «Мусорная еда», «Сервировка стола», театрализованные представления «История происхождения овощей», «Будь здоров без докторов!», диспуты «Что будет с Вашим организмом, если есть непитательную пищу», игры – кругосветки «Две недели в лагере здоровья» и др. Тема здорового питания освещается в газете гимназии «29 КВАРТАЛ». Для пропаганды здорового питания на официальном сайте гимназии создана страница «Школьное питание», в которой можно найти интересные и полезные сведения о работе гимназии по данному направлению.
С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Поэтому на родительских собраниях мы постоянно рассматриваем вопросы правильного питания учеников начальной школы, учеников основной школы и старшеклассников во время подготовки к государственной итоговой аттестации, вовлекаем родителей в разработку совместных с учениками проектов по здоровому питанию, в интеллектуальные игры и др. Для расширения и углубления знаний школьников о правилах питания, формирования у учеников представлений о правилах этикета, связанных с питанием, понимания того, что навыки этикета являются частью общей культуры человека, выработки у ребят позитивных установок, позволяющих приобщиться к здоровому питанию, педагоги на уроках биологии, ОБЖ, химии, технологии применяли различные формы обучения при изучении тем, связанных с питанием человека (дискуссии, дебаты, ролевые игры и др.). Именно в школьном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. Поэтому коллектив гимназии будет активно продолжать работу по совершенствованию системы организации питания учеников гимназии, дополнять уже созданную модель организации питания новыми направлениями и мероприятиями.