Психологическая служба является органом управления системы управления гимназии и предназначена для осуществления процесса психолого - педагогического сопровождения обучающихся гимназии. В психологическую службу входят специалисты разного профиля: педагог-психолог, учитель - логопед, классные руководители. При необходимости к деятельности психологической службы могут привлекаться родители (законные представители) обучающихся, медицинские работники и другие участники образовательного процесса. Специалисты психологической службы осуществляют совместную деятельность по сопровождению в соответствии с должностными инструкциями, где определены их функции. Руководство психологической службой осуществляет заместитель директора по учебно — воспитательной работе, назначаемый приказом директора гимназии. Все специалисты, входящие в состав психологической службы, также назначаются приказом директора гимназии.
Основными принципами работы психологической службы являются: приоритет интересов ребенка; непрерывный и комплексный подход в организации сопровождения; работа по методу междисциплинарной команды; рекомендательный характер оказания помощи и услуг.
Психологическая служба
Основные задачи и направления деятельности
Цель деятельности психологической службы заключается в организации психолого - педагогического и социального сопровождения образовательного процесса путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных (развивающих или коррекционно - развивающих) мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности.
Задачи психологической службы:
- защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение безопасных условий их психологического, физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого - педагогических и социальных проблем;
- своевременное выявление конфликтных ситуаций в гимназии;
- изучение межличностных отношений, обучающихся;
- снижение рисков дезадаптации и негативной социализации детей и подростков;
- квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития обучающегося с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем развития и обучения;
- содействие обучающемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально - волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями (законными представителями) учеников;
- содействие выбору образовательного и профессионального маршрутов;
- участие специалистов психологической службы в разработке образовательных программ, соответствующих возможностям и способностям обучающихся, в том числе для обучающихся с ОВЗ;
- развитие психолого - педагогической компетентности всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей);
- содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса; содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально - психологического климата гимназии;
- консультативно - просветительская и профилактическая работа среди обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей);
- участие в комплексной психолого - педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов гимназии, качества образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий;
- участие в методической работе с педагогическим коллективом и администрацией гимназии по внедрению эффективных педагогических технологий и образовательных программ;
- обучение административных и педагогических работников гимназии методам и приемам выявления признаков неустойчивости личности обучающегося, возможного отношения к «группам риска»;
- психологическое сопровождение молодых педагогических работников (молодых специалистов), оказание им практической помощи по адаптации.
Основные направления деятельности психологической службы:
Исходя из целей и задач, работа психологической службы гимназии строится со всеми участниками образовательных отношений: с педагогическим коллективом, с администрацией, с обучающимися, с родителями (законными представителями) учеников, с сетевыми партерами и др.
Основными направлениями деятельности психологической службы гимназии является:
1. Психологическая профилактика.
2. Психолого — педагогическое и социальное просвещение.
3. Психолого — педагогическая диагностика.
4. Развивающая и психокоррекционная работа.
5. Психологическое, педагогическое и социальное консультирование консультирование.
6. Исследование социума.
7. Педагогическая и психологическая профилактика возможных неблагополучий в детской среде.
8. Организационно - методическая деятельность.
9. Выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите.
Содержание работы психологической службы
Состав специалистов психологической службы определяется целями и задачами гимназии. В состав психологической службы входят: заместитель руководителя по учебно — воспитательной работе, курирующий данное направление, педагоги - психологи, учитель - логопед, классные руководители 1 — 11 классов. Специалисты, входящие в состав психологической службы, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с запросом гимназии. Сопровождение обучающихся проводится по соглашению с родителями (законными представителями), оформленному в письменном виде. Обучающиеся в возрасте старше 14 лет могут самостоятельно обращаться за психолого - педагогической помощью. Деятельность психологической службы гимназии осуществляется в соответствии с положением №48 "О службе психолого — педагогического сопровождения МАОУ гимназии №29 г. Томска. Психологическая служба гимназии создается на основании приказа директора гимназии. Психологическая служба работает по плану, утвержденному директором гимназии и согласованному с руководителем психологической службы. Структура, содержание и направления работы специалистов психологической службы соответствуют должностным инструкциям специалистов гимназии. Гимназия создает необходимые материально-технические условия для деятельности специалистов психологической службы (оформление кабинета, специальное оборудование, оргтехника и др.).Психологическая служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты семьи и детства, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими помощь образовательным учреждениям в воспитании и развитии обучающихся.