Модель наставничества обучающихся и педагогов МАОУ гимназии № 29 г.Томска.
Модель наставничества обучающихся и педагогов МАОУ гимназии № 29 г.Томска (далее – Модель наставничества) разработана в целях достижения планируемых результатов Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 и федеральных проектов, действующих в рамках национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Социальная активность», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого». Модель наставничества регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием наставничества в МАОУ гимназии № 29 г.Томска (далее – гимназия).
Модель наставничества обучающихся и педагогов реализуется в рамках различных инновационных проектов и программ, представленных в таблице:
№ |
Наименование проекта или программы |
Целевые установки |
Субъекты наставничества |
1. |
Инновационный проект «Шаг в будущее» |
Создание условий для активизации познавательной, научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся и педагогов средствами предметных научных обществ, формирование проектных и исследовательских компетенций школьников, развитии их коммуникативной культуры, стремления создавать творческие проекты, применяя знания и умения разных учебных предметов. |
Ученик – учитель, ученик - ученик |
2. |
Инновационный проект «Школа олимпиадного движения «К вершине знаний» |
Создание условий для развития способностей и задатков обучающихся в интеллектуальной, творческой, двигательной и иных сферах, содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на интеллектуальное развитие, потребности в познавательной активности, стремления создавать интеллектуальный продукт, применяя знания и умения разных учебных предметов олимпиадного уровня. |
Ученик – учитель, ученик - ученик |
3. |
Инновационный проект «Индивидуальный итоговый проект ученика» |
Создание условий для демонстрации обучающимися своих достижений в освоении проектной деятельности и презентации ее результатов, для развития у учеников разнообразных видов деловых коммуникаций, для овладения школьниками навыками анализа информации, определения проблемного поля проектной деятельности. |
Ученик - учитель |
4. |
Комплексная целевая программа «Будущее для всех» |
Создание условий для формирования мотивации учеников к законопослушному поведению, эффективной социализации личности. |
Ученик – учитель, ученик – ученик |
5. |
Инновационный проект «Будущее – с немецким» |
Апробация модели языкового образования для усиления мотивации у обучающихся (воспитанников) и их родителей (законных представителей) к немецкому языку и повышения качества языкового образования (немецкий язык). |
Ученик – учитель, ученик – ученик |
6. |
Инновационный проект «Портфолио» |
Создание среды для поддержания и поощрения высокой учебной мотивации обучающихся, их активности и самостоятельности, развития навыков рефлексивной и оценочной деятельности, для закладывания дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации ученика. |
Ученик – классный руководитель - родитель (законный представитель) |
7. |
Инновационный проект «Семья» |
Создание среды, способствующей укреплению взаимодействия гимназии с семьей ученика, повышающей заинтересованность родителей (законных представителей) школьника в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с гимназией. |
Ученик – классный руководитель - родитель (законный представитель) |
8. |
Инновационный проект «Адаптация и преемственность» |
Создание среды, способствующей индивидуализации обучения и адаптации ученика к особенностям образования на уровнях обучения. |
Ученик – классный руководитель, ученик – педагог – психолог – родитель (законный представитель). |
9. |
Инновационный проект «Детская организация «Ювента» |
Разработка модели организации работы с обучающимися по формированию и развитию лидерских качеств учеников, основанную на структуре управления в Российской Федерации; создание в гимназии условий для самореализации и совместной деятельности детей и подростков, развития у них творческого потенциала, организаторских способностей, взаимопонимания, активной гражданской позиции и общей культуры. |
Ученик – классный руководитель, ученик – ученик, ученик – заместитель директора, ученик – учитель |
10. |
Концепция организации профориентационной работы с обучающимися |
Создание в гимназии системы профориентационной работы с обучающимися, располагающей потенциалом, необходимым для развития у школьников мотивации к познанию трудовой деятельности как фундаментальной основы ценностных установок личности, обусловливающих её социально-позитивное поведение и социально-трудовую адаптацию в обществе и позволяющая активно самореализовываться в жизни. |
Ученик – классный руководитель – родитель (законный представитель), ученик – ученик, ученик – заместитель директора, ученик – учитель |
11. |
Программа методического сопровождения педагогических кадров «Профессионал» |
Создание в гимназии условий для формирования коллектива высококлассных педагогических работников, способных с использованием цифровой образовательной среды на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, предоставлять образовательные услуги, отвечающие запросам и потребностям обучающихся в контексте современной социокультурной ситуации и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. |
Учитель – учитель, учитель – заместитель директора, учитель – директор, заместитель директора - директор |
Целями внедрения Модели наставничества являются:
- максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях;
- создание среды для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации.
Задачи реализации Модели наставничества гимназии позволяют:
а) улучшить показатели гимназии в различных сферах деятельности (образовательной, социокультурной, спортивной и др.);
б) подготовить наставляемого к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, в Цифровой образовательной среде, отличительными особенностями которого являются неопределенность, сложность, вариативность, информационная насыщенность и др.;
в) раскрыть личностный, творческий и профессиональный потенциал каждого наставляемого, поддержать его индивидуальную образовательной и профессиональную траектории;
г) создать комфортную среду для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
д) формировать открытое и эффективное сообщество вокруг гимназии, способного на комплексную поддержку ее деятельности.
Структура Модели наставничества включает в себя систему условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательном учреждении. С точки зрения системы наставничества Модели наставничества в гимназии представляет собой совокупность структурных компонентов и механизмов, обеспечивающих реализацию наставничества и достижение поставленных результатов. С точки зрения наставничества как процесса Модель наставничества описывает этапы ее реализации и роли участников, организующих данные этапы.
Схематически модель наставничества в МАОУ гимназии № 29 г.Томска выглядит следующим образом:
В качестве концептуального обоснования Модели наставничества в образовательном учреждении используются следующие утверждения:
а) наставничество содействует развитию личности, способной раскрывать свой потенциал в новых условиях развития современного общества;
б) наставничество представляет собой перспективную технологию, отвечающую на потребность образовательной системы переходить от модели трансляции знаний к модели формирования метакомпетенций наставляемого;
в) технология наставничества способна внести весомый вклад в достижение целей, обозначенных национальным проектом «Образование».
Модель наставничества опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации и позволяет в рамках методологических и концептуальных основ успешно реализовывать цели и задачи с минимальными необходимыми изменениями в связи с условиями и задачами Программы развития гимназии.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года актуализирует задачу объединения усилий педагогического коллектива гимназии с целью реализации единого подхода в области воспитания, определения сущностных характеристик современного воспитательного процесса, обмена инновационным опытом, популяризации лучших практик поддержки и раскрытия потенциала детей и подростков.
Реализация Модели наставничества в гимназии позволяет применять ее для решения целого спектра задач, в том числе для разных учеников:
- подростка, который оказался перед ситуацией сложного выбора образовательной траектории или профессии, недостаточно мотивирован к учебе, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе;
- одаренного ребенка, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо который испытывает трудности коммуникации;
- ребенка – инвалида или с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры.
Технология наставничества применяется и для решения проблем, с которыми сталкиваются педагогические работники, в том числе:
- проблемы молодого специалиста в новом коллективе;
- проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий, в мире цифровой образовательной среды или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.
Модель наставничества в гимназии способствует решению важных задач, касающихся различных субъектов образовательного процесса:
- раскрытие потенциала каждого наставляемого;
- преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров;
- адаптация наставляемого в новом (в том числе в учебном) коллективе;
- повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в программах поддержки, академических и профессиональных соревнованиях, проектной и внеурочной деятельности, профориентационных программах, стажировках;
- создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (дети – инвалиды и с ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации);
- формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
- развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций (компетенции, позволяющие формировать новые знания и компетенции), которые являются основой для успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности и т.д.);
- формирование предпринимательского потенциала наставляемого (проактивное мышление, практикоориентированность, способность решать нестандартные задачи и др.), в том числе через участие в проектных конкурсах и акселерационных программах;
- создание условий для осознанного выбора профессии обучающимся и формирование потенциала для построения успешной карьеры;
- адаптация учителя в новом педагогическом коллективе;
- плавное «вхождение» молодого специалиста в профессию;
- построение продуктивной среды в педагогическом коллективе гимназии на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных педагогических работников и администрации.
Реализация модели наставничества в гимназии позволяет получить следующий положительный результат:
- растет вовлеченность обучающихся в образовательные события гимназии;
- растет интерес учеников к процессу обучения, осознанию его практической значимости, связи с реальной жизнью, вследствие чего снижается уровень стресса и апатии (безразличия, безучастности, отрешённого отношения к происходящему вокруг);
- растет уровень социализации учеников (подготовленность обучающихся к жизни, которая их ждет после окончания обучения);
- формируется традиция наставничества. Для обучающихся, в становлении которых участвуют выпускники и другие представители местного сообщества, культура наставничества оказывается новой нормой. Перейдя на следующий образовательный или профессиональный уровень, они сами реализуют себя в роли выпускников - наставников и несут ценности наставничества новым поколениям обучающихся.
3. Технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), а это важно в современном мире. Высокая скорость обусловлена тремя факторами:
а) непосредственная передача живого опыта от человека к человеку;
б) доверительные отношения между наставником и наставляемым;
в) взаимообогащающие отношения, выгодные всем участникам наставничества.
С помощью инструмента наставничества в гимназии создаются и развиваются механизмы, дающие возможность ученикам и педагогам реализовать свой потенциал, достичь успеха в образовательной и профессиональной деятельности, а также организовать тренировочный процесс а также организовать тренировочный процесс в ходе подготовки к мероприятиям разного уровня и статуса.
Форма наставничества – это способ реализации Модели наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. В МАОУ гимназии № 29 г.Томска используются различные формы наставничества, включающие множественные вариации в зависимости от условий реализации инновационных проектов и образовательных программ:
1. Ученик – учитель.
2. Ученик – классный руководитель.
3. Ученик – ученик.
4. Учитель – учитель.
5. Учитель – заместитель директора.
Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом уровня обучения ученика или профессиональных запросов работника.
По каждой форме определены основные цели и задачи, которые возможно выполнить в рамках реализации инновационного проекта или образовательной программы при выборе данной формы. Ожидаемые результаты и показатели деятельности помогают подобрать наставников к наставляемым, осуществить классификацию наставников и наставляемых по проблемам и задачам, определить форматы применения и формы в рамках образовательной программы.
1. Форма наставничества «ученик – ученик». Данная форма предполагает взаимодействие учеников одного или разных уровней обучения, при котором у одного из школьников развиты общеучебные умения и навыки, он имеет обширные предметные знания и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации. Вариацией данной формы является форма наставничества «Студент – ученик».
Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными (социальными) потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения (включая адаптацию детей с ОВЗ). Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым выделяются следующие:
- помощь в реализации лидерского потенциала;
- развитие гибких навыков и метакомпетенций;
- оказание помощи в адаптации к новым условиям среды;
- создание комфортных условий и коммуникаций внутри гимназии;
- формирование устойчивого школьного сообщества и сообщества благодарных выпускников.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Подростки-наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Среди оцениваемых результатов выделяются следующие:
- повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и гимназии в целом;
- численный рост посещаемости творческих кружков, клубов, спортивных секций;
- количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов;
- снижение числа подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав или нуждающихся в помощи психоневролога;
- снижение числа жалоб от родителей (законных представителей) учеников и учителей, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри класса и гимназии.
В паре «ученик – ученик» наставник – это активный ученик уровня основного или среднего общего образования, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, неординарностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса/параллели, принимающий активное участие в жизни гимназии (конкурсы, общественная деятельность, внеурочная деятельность и др.), имеющий активную гражданскую позицию.
Наставляемый – это ученик, которому или:
а) требуется помощь в обучении в связи с тем, что он демонстрирует неудовлетворительные образовательные результаты;
б) требуется помощь в связи с подготовкой к какому – либо важному событию (конкурс, научно – практическая конференция, соревнование и др.);
в) требуется помощь в связи с проблемами с поведением. Данный ученик (как правило) не принимает участие в жизни класса, гимназии, отстранен от коллектива и т.п.
Графическое представление взаимодействия по форме «ученик – ученик» представлено на картинке:
2. Форма наставничества «учитель – учитель». Данная форма предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3-х лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим наставляемому разностороннюю поддержку. Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри гимназии, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым выделяются следующие:
- способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
- развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
- ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;
- прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в гимназии;
- ускорить процесс профессионального становления учителя;
- сформировать школьное сообщество (как часть педагогического).
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь гимназии, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в гимназии. Учителя-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри гимназии. Среди оцениваемых результатов выделяются:
- повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве учителя на данном коллективе/образовательной организации;
- качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных классах;
- сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
- рост числа собственных профессиональных работ молодого специалиста (статей, методических практик, исследований и др.).
Наставник – это опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров, работающий в ЦОС и др.), склонный к активной общественной работе, лояльный участник школьного сообщества. Он обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Для реализации различных задач выделяются два типа наставников:
а) наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем; контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.
б) наставник-предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.
Наставляемый – это может быть:
а) молодой специалист, имеющий малый опыт работы (например, от 0 до 3-х лет), испытывающий трудности с организацией учебного процесса, взаимодействием с учениками, другими педагогами, администрацией или родителями (законными представителями) обучающихся;
б) специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах гимназии;
в) учитель, находящийся в состоянии эмоционального выгорания или хронической усталости.
Вариации ролевых моделей внутри формы «учитель – учитель» могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей гимназии и ресурсов наставника. Учитывая опыт гимназии, основными вариантами в образовательном учреждении являются:
а) взаимодействие «опытный учитель – молодой специалист» - классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;
б) взаимодействие «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка («не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;
в) взаимодействие «педагог-новатор – консервативный педагог», в рамках которого, возможно, более молодой учитель помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами и цифровыми навыками и технологиями;
г) взаимодействие «опытный предметник – неопытный предметник», в рамках которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д).
Форма наставничества «учитель – учитель» используется в качестве элемента повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования и подготовки. Разработка образовательных проектов и программ, участие в профессиональных конкурсах, работа в творческих и Рабочих группах, в Школе молодого учителя являются для наставляемого дополнительной возможностью развития их профессиональных компетенций.
Графическое представление взаимодействия по форме «учитель - учитель» представлено на картинке:
3. Форма наставничества «учитель – ученик». Целью такой формы наставничества также является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, адаптация в новом учебном коллективе, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым выделяются такие, как:
- помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов;
- развитие гибких навыков и метакомпетенций;
- оказание помощи в адаптации к новым условиям среды;
- создание комфортных условий и коммуникаций внутри гимназии;
- формирование устойчивого сообщества обучающихся и др.
Результатом эффективной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы МАОУ гимназии № 29 г.Томска, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус гимназии, лояльность учеников и будущих выпускников к гимназии. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Говоря об оцениваемых результатах, мы имеем ввиду:
- повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и гимназии;
- рост интереса ученика к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью;
- количественный и качественный рост успешно реализованных проектов разной направленности;
- численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
- снижение числа обучающихся, совершающих правонарушения и др.
Наставник. Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. В качестве наставника могут выступать классный руководитель, учитель-предметник, педагог – психолог, педагог – дополнительного образования. Наставник может привлекать консультантов из числа педагогов для успешного выполнения своей программы наставничества с учеником.
Наставляемый.
1. Неуспевающий ученик. Демонстрирует низкую мотивацию к учебе и саморазвитию, неудовлетворительную успеваемость, имеет проблемы с поведением, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе.
2. Пассивный ученик. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся, демонстрирующий отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни гимназии, отстраненный от коллектива, не имеющий активной гражданской позиции, испытывающий кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров. Ученик, имеющий проблемы при адаптации в новом учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
3. Одаренный ученик. Обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нестандартным мышлением, лидер класса, принимающий активное участие в жизни гимназии, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо испытывающему трудности коммуникации. Обучающийся с особыми образовательными потребностями, имеющий низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей.
4. Ребенок с ОВЗ или ребенок-инвалид. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры, он демонстрирует неудовлетворительные образовательные результаты, испытывает трудности с обучением и адаптацией в школьном коллективе.
Вариации ролевых моделей внутри формы «учитель – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника:
1. Взаимодействие «учитель – неуспевающий ученик»: классический вариант педагогической и психологической поддержки обучающегося для достижения лучших образовательных результатов, раскрытие его потенциала, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, преодоление дезориентации обучающегося в образовательном процессе, адаптации его в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном контакте с учителями-предметниками, педагогом - психологом, .
2. Взаимодействие «учитель – пассивный ученик»: психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции. В качестве наставника выступает классный руководитель.
3. Взаимодействие «учитель – одаренный ученик», в процессе которого происходит психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д. В качестве наставника может выступать классный руководитель или учитель - предметник, в общении с которым наставляемый хотел бы повысить свой творческий потенциал.
4. Взаимодействие «учитель – ребенок с ОВЗ, ребенок-инвалид», в процессе которого происходит педагогическая и психологическая поддержка такого ученика, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе. В качестве наставника могут выступать классный руководитель, педагог – психолог, учитель – логопед, педагог дополнительного образования, которые работают в тесном контакте с учителями-предметниками, администрацией и другими педагогами гимназии.
К планируемым результатам реализации Модели наставничества относятся следующие:
- измеримое улучшение целевых показателей гимназии в образовательной, культурной, спортивной и других сферах;
- рост числа обучающихся, успешно прошедших профориентационные и иные мероприятия;
- улучшение психологического климата в гимназии как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и «экологичных» коммуникаций на основе партнерства;
- практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий и личностного подхода к обучению;
- измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.
Определение конкретных задач, решаемых с помощью программы наставничества, остается за администрацией гимназии, исходя из актуальных запросов обучающихся и педагогов, МАОУ гимназии № 29 г.Томска и региона в целом.
К проблемам обучающихся, которые можно эффективно решать с помощью наставничества, относятся следующие:
- низкая мотивация к учебе и саморазвитию, неудовлетворительная успеваемость;
- отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;
- невозможность качественной самореализации в рамках стандартной школьной программы;
- отсутствие условий для формирования активной гражданской позиции;
- низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей;
- кризис идентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
- конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение;
- отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенций;
- высокий порог вхождения в образовательные программы, программы развития талантливых школьников;
- падение эмоциональной устойчивости, психологические кризисы, связанные с общей трудностью подросткового периода на фоне отсутствия четких перспектив будущего и регулярной качественной поддержки;
- проблемы адаптации обучающихся в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные;
- проблемы адаптации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные обучающихся. Их включение в систему наставнических отношений способствует качественному развитию системы инклюзивного образования в гимназии с привлечением обыкновенных учеников и решает ряд проблем: не включенность детей – инвалидов и детей с ОВЗ в образовательный процесс в силу психоэмоциональных затруднений, общая отстраненность, низкая мотивация к обучению; коммуникационные проблемы, возникающие вследствие непринятия ребенка коллективом.