МАОУ гимназия №29 г. Томска
Томск
  • Наставничество

    Модель наставничества обучающихся и педагогов  МАОУ гимназии № 29 г.Томска.

    Модель наставничества обучающихся и педагогов МАОУ гимназии № 29 г.Томска (далее – Модель наставничества) разработана в целях достижения планируемых результатов Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 и федеральных проектов, действующих в рамках национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Социальная активность», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого».   Модель наставничества регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием наставничества в МАОУ гимназии № 29 г.Томска (далее – гимназия).
    Модель наставничества обучающихся и педагогов реализуется в рамках различных инновационных проектов и  программ, представленных в таблице:

    Наименование проекта или программы

    Целевые установки

    Субъекты наставничества

    1.

    Инновационный проект «Шаг в будущее»

    Создание условий для активизации познавательной, научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся и педагогов средствами предметных научных обществ, формирование проектных и исследовательских компетенций школьников, развитии их коммуникативной культуры, стремления создавать творческие проекты, применяя знания и умения разных учебных предметов.

    Ученик – учитель, ученик - ученик

    2.

    Инновационный проект «Школа олимпиадного движения «К вершине знаний»

    Создание условий для развития способностей и задатков обучающихся в интеллектуальной, творческой, двигательной и иных сферах, содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на интеллектуальное развитие, потребности в познавательной активности, стремления создавать интеллектуальный продукт, применяя знания и умения разных учебных предметов олимпиадного уровня.

    Ученик – учитель, ученик - ученик

    3.

    Инновационный проект «Индивидуальный итоговый проект ученика»

    Создание условий для демонстрации обучающимися своих достижений в освоении проектной деятельности и презентации ее результатов, для развития у учеников разнообразных видов деловых коммуникаций, для овладения школьниками навыками анализа информации, определения проблемного поля проектной деятельности.

    Ученик - учитель

    4.

    Комплексная целевая программа «Будущее для всех»

    Создание условий для формирования мотивации учеников к законопослушному поведению, эффективной социализации личности.

    Ученик – учитель, ученик – ученик

    5.

    Инновационный проект «Будущее – с немецким»

    Апробация модели языкового образования для усиления мотивации у обучающихся (воспитанников) и их родителей (законных представителей) к немецкому языку и повышения качества языкового образования (немецкий язык).

    Ученик – учитель, ученик – ученик

    6.

    Инновационный проект «Портфолио»

    Создание среды для поддержания и поощрения высокой учебной мотивации обучающихся, их активности и самостоятельности, развития навыков рефлексивной и оценочной деятельности, для закладывания дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации ученика.

    Ученик – классный руководитель - родитель (законный представитель)

    7.

    Инновационный проект «Семья»

    Создание среды, способствующей укреплению взаимодействия гимназии с семьей ученика, повышающей заинтересованность родителей (законных представителей) школьника в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с гимназией.

    Ученик – классный руководитель - родитель (законный представитель)

    8.

    Инновационный проект «Адаптация и преемственность»

    Создание среды, способствующей индивидуализации обучения и адаптации ученика к особенностям образования на уровнях обучения.

    Ученик – классный руководитель, ученик – педагог – психолог – родитель (законный представитель).

    9.

    Инновационный проект «Детская организация «Ювента»

    Разработка модели организации работы с обучающимися по формированию и развитию лидерских качеств учеников, основанную на структуре управления в Российской Федерации; создание в гимназии условий для самореализации и совместной деятельности детей и подростков, развития у них творческого потенциала, организаторских способностей, взаимопонимания, активной гражданской позиции и общей культуры.

    Ученик – классный руководитель, ученик – ученик, ученик – заместитель директора, ученик – учитель

    10.

    Концепция организации профориентационной работы с обучающимися

    Создание  в гимназии системы профориентационной работы с обучающимися, располагающей потенциалом, необходимым для развития у школьников мотивации к познанию трудовой деятельности как фундаментальной основы ценностных установок личности, обусловливающих её социально-позитивное поведение и социально-трудовую адаптацию в обществе и позволяющая активно самореализовываться  в жизни.

    Ученик – классный руководитель –

    родитель (законный представитель),

    ученик – ученик, ученик – заместитель директора, ученик – учитель

    11.

    Программа методического сопровождения педагогических кадров «Профессионал»

    Создание в гимназии условий для формирования коллектива высо­коклассных педагогических работников, способных с использованием цифровой образовательной среды на современном уровне решать общую педагогическую задачу обуче­ния и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, предоставлять образовательные услуги, отве­чающие запросам и потребностям обучающихся в контек­сте современной социокультурной ситуации и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

    Учитель – учитель, учитель – заместитель директора, учитель – директор, заместитель директора - директор

    Целями внедрения Модели наставничества являются:

    - максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях;
    - создание среды для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации.
    Задачи реализации Модели наставничества гимназии позволяют:
    а) улучшить показатели гимназии в различных сферах деятельности (образовательной, социокультурной, спортивной и др.);
    б) подготовить наставляемого к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, в Цифровой образовательной среде, отличительными особенностями которого являются неопределенность, сложность,  вариативность, информационная насыщенность и др.;
    в) раскрыть личностный, творческий и профессиональный потенциал каждого наставляемого, поддержать его индивидуальную образовательной  и профессиональную траектории;
    г) создать комфортную среду для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
    д) формировать открытое и эффективное сообщество вокруг гимназии, способного на комплексную поддержку ее деятельности.

    Структура Модели наставничества включает в себя систему условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательном учреждении. С точки зрения системы наставничества Модели наставничества в гимназии представляет собой совокупность структурных компонентов и механизмов, обеспечивающих реализацию наставничества и достижение поставленных результатов. С точки зрения наставничества как процесса Модель наставничества описывает этапы ее реализации и роли участников, организующих данные этапы.
     Схематически модель наставничества в МАОУ гимназии № 29 г.Томска выглядит следующим образом:
     В качестве концептуального обоснования Модели наставничества в образовательном учреждении используются следующие утверждения:
    а) наставничество содействует развитию личности, способной раскрывать свой потенциал в новых условиях развития современного общества;
    б) наставничество представляет собой перспективную технологию, отвечающую на потребность образовательной системы переходить от модели трансляции знаний к модели формирования метакомпетенций наставляемого;
    в) технология наставничества способна внести весомый вклад в достижение целей, обозначенных национальным проектом «Образование».
    Модель наставничества опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации и позволяет в рамках методологических и концептуальных основ успешно реализовывать цели и задачи с минимальными необходимыми изменениями в связи с условиями и задачами Программы развития гимназии.
    Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года актуализирует задачу объединения усилий педагогического коллектива гимназии с целью реализации единого подхода в области воспитания, определения сущностных характеристик современного воспитательного процесса, обмена инновационным опытом, популяризации лучших практик поддержки и раскрытия потенциала детей и подростков.
    Реализация Модели наставничества в гимназии позволяет применять ее для решения целого спектра задач, в том числе для  разных учеников:
    - подростка, который оказался перед ситуацией сложного выбора образовательной траектории или профессии, недостаточно мотивирован к учебе, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе;
    - одаренного ребенка, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо который испытывает трудности коммуникации;
    - ребенка – инвалида или  с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры.
    Технология наставничества применяется и для решения проблем, с которыми сталкиваются педагогические работники, в том числе:
    - проблемы молодого специалиста в новом коллективе;
    - проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий, в мире цифровой образовательной среды или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.
    Модель наставничества в гимназии способствует решению важных задач, касающихся различных субъектов образовательного процесса:
    - раскрытие потенциала каждого наставляемого;
    - преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров;
    - адаптация наставляемого в новом (в том числе в учебном) коллективе;
    - повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в программах поддержки, академических и профессиональных соревнованиях, проектной и внеурочной деятельности, профориентационных программах, стажировках;
    - создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (дети – инвалиды и с ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации);
    - формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
     - развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций (компетенции, позволяющие формировать новые знания и компетенции), которые являются основой для  успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности и т.д.);
    - формирование предпринимательского потенциала наставляемого (проактивное мышление, практикоориентированность, способность решать нестандартные задачи и др.), в том числе через участие в проектных конкурсах и акселерационных программах;
    - создание условий для осознанного выбора профессии обучающимся и формирование потенциала для построения успешной карьеры;
    - адаптация учителя в новом педагогическом коллективе;
    - плавное «вхождение» молодого специалиста в профессию;
    - построение продуктивной среды в педагогическом коллективе гимназии на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных педагогических работников и администрации.
    Реализация модели наставничества в гимназии позволяет получить следующий положительный результат:
    - растет вовлеченность обучающихся в образовательные события гимназии;
    - растет интерес учеников к процессу обучения, осознанию его практической значимости, связи с реальной жизнью, вследствие чего снижается уровень стресса и апатии  (безразличия, безучастности, отрешённого отношения к происходящему вокруг);
    - растет уровень социализации учеников (подготовленность обучающихся к жизни, которая их ждет после окончания обучения);
    - формируется традиция наставничества. Для обучающихся, в становлении которых участвуют выпускники и другие представители местного сообщества, культура наставничества оказывается новой нормой. Перейдя на следующий образовательный или профессиональный уровень, они сами реализуют себя в роли выпускников - наставников и несут ценности наставничества новым поколениям обучающихся.
    3. Технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), а это важно в современном мире. Высокая скорость обусловлена тремя факторами:
    а) непосредственная передача живого опыта от человека к человеку;
    б) доверительные отношения между наставником и наставляемым;
    в) взаимообогащающие отношения, выгодные всем участникам наставничества.
    С помощью инструмента наставничества в гимназии создаются и развиваются механизмы, дающие возможность ученикам и  педагогам реализовать свой потенциал, достичь успеха в образовательной и профессиональной деятельности, а также организовать тренировочный процесс а также организовать тренировочный процесс в ходе подготовки к мероприятиям разного уровня и статуса.  
    Форма наставничества – это способ реализации Модели  наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. В МАОУ гимназии № 29 г.Томска используются различные формы наставничества, включающие множественные вариации в зависимости от условий реализации инновационных проектов и образовательных программ:
    1. Ученик – учитель.
    2. Ученик – классный руководитель.
    3. Ученик – ученик.
    4. Учитель – учитель.
    5. Учитель – заместитель директора.
    Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом уровня обучения ученика или профессиональных запросов работника.
    По каждой форме определены основные цели и задачи, которые возможно выполнить в рамках реализации инновационного проекта или  образовательной программы при выборе данной формы. Ожидаемые результаты и показатели деятельности помогают подобрать наставников к наставляемым, осуществить классификацию наставников и наставляемых по проблемам и задачам, определить форматы применения  и формы в рамках образовательной программы.
    1. Форма наставничества «ученик – ученик». Данная форма предполагает взаимодействие учеников одного или разных уровней обучения, при котором у одного из школьников развиты общеучебные умения и навыки, он имеет обширные предметные знания и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации. Вариацией данной формы является форма наставничества «Студент – ученик».
    Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными (социальными) потребностями либо  временная помощь в адаптации к новым условиям обучения (включая адаптацию детей с ОВЗ). Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым выделяются следующие:
    - помощь в реализации лидерского потенциала;
    - развитие гибких навыков и метакомпетенций;
    - оказание помощи в адаптации к новым условиям среды;
    - создание комфортных условий и коммуникаций внутри гимназии;
    - формирование устойчивого школьного сообщества и сообщества благодарных выпускников.
    Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Подростки-наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
    Среди оцениваемых результатов выделяются следующие:
    - повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и гимназии в целом;
    - численный рост посещаемости творческих кружков, клубов, спортивных секций;
    - количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов;
    - снижение числа подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав или нуждающихся в помощи психоневролога;
    - снижение числа жалоб от родителей (законных представителей) учеников  и учителей, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри класса и гимназии.
        В паре «ученик – ученик» наставник – это  активный ученик уровня основного или среднего общего образования, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, неординарностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса/параллели, принимающий активное участие в жизни гимназии (конкурсы, общественная деятельность, внеурочная деятельность и др.), имеющий активную гражданскую позицию.
    Наставляемый – это  ученик, которому или:
    а) требуется помощь в обучении в связи с тем, что он демонстрирует неудовлетворительные образовательные результаты;
    б) требуется помощь в связи с подготовкой  к какому – либо важному событию (конкурс, научно – практическая конференция, соревнование и др.);
    в) требуется помощь в связи с проблемами с поведением. Данный ученик (как правило)  не принимает участие в жизни класса, гимназии, отстранен от коллектива и т.п.
    Графическое представление взаимодействия по форме «ученик – ученик» представлено на картинке:

    2. Форма наставничества «учитель – учитель». Данная форма предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3-х лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим наставляемому разностороннюю поддержку. Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной  среды внутри гимназии, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым выделяются следующие:
    - способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
    - развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
    - ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;
    - прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в гимназии;
    - ускорить процесс профессионального становления учителя;
    - сформировать школьное сообщество (как часть педагогического).
    Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь гимназии, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в гимназии. Учителя-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри гимназии. Среди оцениваемых результатов выделяются:
    - повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
    - рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве учителя на данном коллективе/образовательной организации;
    - качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных классах;
    - сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
    - рост числа собственных профессиональных работ молодого специалиста (статей, методических практик,  исследований и др.).
    Наставник – это опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров, работающий в ЦОС и др.), склонный к активной общественной работе, лояльный участник школьного сообщества. Он обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Для реализации различных задач выделяются два типа наставников:
    а) наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем; контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.
    б) наставник-предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.
    Наставляемый – это может быть:
    а) молодой специалист, имеющий малый опыт работы (например, от 0 до 3-х лет), испытывающий трудности с организацией учебного процесса, взаимодействием с учениками, другими педагогами, администрацией или родителями (законными представителями) обучающихся;
    б) специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах гимназии;
    в) учитель, находящийся в состоянии эмоционального выгорания или хронической усталости.
    Вариации ролевых моделей внутри формы «учитель – учитель» могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей гимназии и ресурсов наставника. Учитывая опыт гимназии, основными вариантами в образовательном учреждении являются:
    а) взаимодействие «опытный учитель – молодой специалист» - классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;
    б) взаимодействие «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка («не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;
    в) взаимодействие «педагог-новатор – консервативный педагог», в рамках которого, возможно, более молодой учитель помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами и цифровыми навыками и технологиями;
    г) взаимодействие «опытный предметник – неопытный предметник», в рамках которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д).
    Форма наставничества «учитель – учитель» используется в качестве элемента повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования и подготовки. Разработка образовательных проектов и программ, участие в профессиональных конкурсах, работа в творческих и Рабочих группах, в Школе молодого учителя являются для наставляемого дополнительной возможностью развития  их профессиональных компетенций.
    Графическое представление взаимодействия по форме «учитель - учитель» представлено на картинке:

    3. Форма наставничества «учитель – ученик». Целью такой формы наставничества также является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, адаптация в новом учебном коллективе, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
    Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым выделяются такие, как:
    - помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов;
    - развитие гибких навыков и метакомпетенций;
    - оказание помощи в адаптации к новым условиям среды;
    - создание комфортных условий и коммуникаций внутри гимназии;
    - формирование устойчивого сообщества обучающихся и др.
    Результатом эффективной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы МАОУ гимназии № 29 г.Томска, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус гимназии, лояльность учеников и будущих выпускников к гимназии. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
    Говоря об оцениваемых результатах, мы имеем ввиду:
    - повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и гимназии;
    - рост интереса ученика к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью;
    - количественный и качественный рост успешно реализованных проектов разной направленности;
    - численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
    - снижение числа обучающихся, совершающих правонарушения и др.


    Наставник. Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. В качестве наставника могут выступать классный руководитель, учитель-предметник, педагог – психолог, педагог – дополнительного образования. Наставник может привлекать консультантов из числа педагогов для успешного выполнения своей программы наставничества с учеником.
    Наставляемый.
    1. Неуспевающий ученик. Демонстрирует низкую мотивацию к учебе и саморазвитию, неудовлетворительную успеваемость, имеет проблемы с поведением, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе.
    2. Пассивный ученик. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся, демонстрирующий отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни гимназии, отстраненный от коллектива, не имеющий активной гражданской позиции, испытывающий кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров. Ученик, имеющий проблемы при адаптации в новом учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
    3. Одаренный ученик. Обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нестандартным мышлением, лидер класса, принимающий активное участие в жизни гимназии, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо испытывающему трудности коммуникации. Обучающийся с особыми образовательными потребностями, имеющий низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей.
    4. Ребенок с ОВЗ или ребенок-инвалид. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры, он демонстрирует неудовлетворительные образовательные результаты, испытывает трудности с обучением и адаптацией в школьном коллективе.
    Вариации ролевых моделей внутри формы «учитель – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника:
    1. Взаимодействие «учитель – неуспевающий ученик»: классический вариант педагогической и психологической поддержки обучающегося для достижения лучших образовательных результатов, раскрытие его потенциала, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, преодоление дезориентации обучающегося в образовательном процессе, адаптации его в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном контакте с учителями-предметниками, педагогом - психологом, .
    2. Взаимодействие «учитель – пассивный ученик»: психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции. В качестве наставника выступает классный руководитель.
    3. Взаимодействие «учитель – одаренный ученик», в процессе которого происходит психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д. В качестве наставника может выступать классный руководитель или учитель - предметник, в общении с которым наставляемый хотел бы повысить свой творческий потенциал.
    4. Взаимодействие «учитель – ребенок с ОВЗ, ребенок-инвалид», в процессе которого происходит педагогическая и психологическая поддержка такого ученика, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе. В качестве наставника могут выступать классный руководитель, педагог – психолог, учитель – логопед, педагог дополнительного образования, которые работают в тесном контакте с учителями-предметниками, администрацией и другими педагогами гимназии.
    К планируемым результатам реализации Модели наставничества относятся следующие:
    - измеримое улучшение целевых показателей гимназии в образовательной, культурной, спортивной и других сферах;
    - рост числа обучающихся, успешно прошедших профориентационные и иные мероприятия;
    - улучшение психологического климата в гимназии как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и «экологичных» коммуникаций на основе партнерства;
    - практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий и личностного подхода к обучению;
    - измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.
    Определение конкретных задач, решаемых с помощью программы наставничества, остается за администрацией гимназии, исходя из актуальных запросов обучающихся и педагогов, МАОУ гимназии № 29 г.Томска и региона в целом.
    К проблемам обучающихся, которые можно эффективно решать с помощью наставничества, относятся следующие:
    - низкая мотивация к учебе и саморазвитию, неудовлетворительная успеваемость;
    - отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;
    - невозможность качественной самореализации в рамках стандартной школьной программы;
    - отсутствие условий для формирования активной гражданской позиции;
    - низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей;
    - кризис идентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
    - конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение;
    - отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенций;
    - высокий порог вхождения в образовательные программы, программы развития талантливых школьников;
    - падение эмоциональной устойчивости, психологические кризисы, связанные с общей трудностью подросткового периода на фоне отсутствия четких перспектив будущего и регулярной качественной поддержки;
    - проблемы адаптации обучающихся в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные;
    - проблемы адаптации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные обучающихся. Их включение в систему наставнических отношений способствует качественному развитию системы инклюзивного образования в гимназии с привлечением обыкновенных учеников и решает ряд проблем: не включенность детей – инвалидов и детей  с ОВЗ в образовательный процесс в силу психоэмоциональных затруднений, общая отстраненность, низкая мотивация к обучению;  коммуникационные проблемы, возникающие вследствие непринятия ребенка коллективом.

    Найдено: 7
    Прошедшие мероприятия
    Стажировка для молодых руководителей "Как сделать план ФХД эффективным"..

    Стажировка для молодых руководителей "Как сделать план ФХД эффективным".

    Одним из важных инструментов обучения и развития молодого руководителя является наставничество. Это эффективная форма обучения и поддержки, направленная на развитие профессиональных и личностных компетенций начинающего руководителя. Департамент образования администрации Города Томска реализует муниципальный проект "Клуб наставников", который объединяет все идеи и мероприятия по наставничеству для руководителей образовательных организаций города.

    17 января пятница
    Мероприятие педагогического тренинга «Фасилитатор 1.0».

    Мероприятие педагогического тренинга «Фасилитатор 1.0»

    13 декабря 2024 года на площадке «Точка кипения» состоялось заключительное мероприятие педагогического тренинга «Фасилитатор 1.0».

    13 декабря 2024 пятница
    Школа молодого учителя.

    Школа молодого учителя

    В начале каждого учебного года в МАОУ гимназии №29 г.Томска открывает свои двери Школа молодого учителя.

    30 августа 2024 пятница
    «Кругосветка методических идей».

    «Кругосветка методических идей»

    Команда молодых педагогов приняла участие в педагогической игре «Кругосветка методических идей» в рамках муниципальной сети по методическому сопровождению молодых педагогов и стала победителем

    12 ноября 2021 пятница
    «Учительство — мое призвание».

    «Учительство — мое призвание»

    Команда молодых педагогов совместно с наставниками приняли участие в муниципальном конкурсе «Учительство — мое призвание» в рамках муниципальной сети по методическому сопровождению молодых педагогов и стали призерами.
    20 февраля 2023 понедельник
    XIII Евразийский экономический форум молодежи.

    XIII Евразийский экономический форум молодежи

    13 мая 2023 года состоялся XIII Евразийский экономический форум молодежи в г. Екатеринбурге.

    13 мая 2023 суббота
    Стажировочная площадка.

    Стажировочная площадка

    В декабре 2024 года на базе 29 гимназии в соответствии с  договором  о сотрудничестве с ТОИПКРО проводилась стажировка для административно — управленческого персонала образовательных организаций Томской области и города Томска.
    18 декабря 2024 среда
    Cеминар — практикум «Как составить отчет о самообследовании в 2024 году».

    Cеминар — практикум «Как составить отчет о самообследовании в 2024 году»

    20 февраля 2025 года мы провели семинар — практикум «Как составить отчет о самообследовании в 2024 году». В работе приняли участие администрация 29 гимназии в полном составе, наши сетевые партнеры - коллеги из Санкт Петербурга и образовательных организаций Томской области. Новеллы о самообследовании в 2024 году нам представила Толкачева В.А., кандидат философских наук, заместитель директора по организационной работе Центра оценки качества образования и информационных технологий Санкт — Петербурга.

    20 февраля четверг
    «Урок цифры».

    «Урок цифры»

    26 февраля 2025 года ученики 8 Г класса открывали секреты операционных систем на открытом уроке цифры под руководством Бормотовой Н.В., учителя информатики.

    26 февраля среда
    Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодёжи»..

    Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодёжи».

    27-28 февраля 2025 г. в ТГПУ проводилась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодёжи». В данной НПК приняли участие Климчук Ольга Викторовна, заместитель директора по учебно — воспитательной работе, и Зайцева Елена Владимировна, педагог-психолог, где они представили опыт по организации профилактической работы с несовершеннолетними в МАОУ гимназии №29 г. Томска.

    27-28 февраля
    Семинар для учителей биологии по теме «Критериальное оценивание, поиск элементов оценивания на уроках биологии в 10-11-х классах в рамках подготовки к ЕГЭ»..

    Семинар для учителей биологии по теме «Критериальное оценивание, поиск элементов оценивания на уроках биологии в 10-11-х классах в рамках подготовки к ЕГЭ».

    12 марта 2025г. на базе МАОУ гимназии №29 г.Томска состоялся семинар для учителей биологии по теме «Критериальное оценивание, поиск элементов оценивания на уроках биологии в 10-11-х классах в рамках подготовки к ЕГЭ».
    12 марта среда

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике