МАОУ гимназия №29 г. Томска
Томск
  • Программа развития МАОУ гимназии №29 г.Томска

    Программа развития гимназии разработана на основе материалов в рамках изучения направлений государственной политики в сфере образования и тенденций развития  общего образования в Российской Федерации и Томской области при использовании PEST — анализа и SWOT — анализа. Программа развития гимназии  представляет собой документ стратегического планирования, определяющий перспективы развития образовательной организации на среднесрочный период. Базовыми основаниями  для выбора приоритетов развития гимназии  с учетом выделенных проблем являются:
    -  задачи и результаты, заявленные в национальном проекте «Образование», в проекте «Школы Минпросвещения России»;
    - приоритеты социально — экономической политики Томской области;
    - анализ фактических достижений, проблем и возможностей по состоянию развития гимназии на август 2023 года.

    Основными ориентирами развития гимназии на период с 2023 года по 2028 год являются восемь приоритетных направлений, в которых в том или ином объеме реализуются  проекты и программы, составляющие основу концепции Программы развития: «Знание: качество и объективность», «Воспитание», «Здоровье», «Творчество», «Профориентация», «Учитель. Школьные команды», «Школьный климат», «Образовательная среда. Создание условий».  Данные приоритеты соответствуют  направлениям социально — экономической политики Томской области и предусматривают ориентированность система общего образования  на развитие педагогов  путем развития новых технологий, на поддержку и развитие талантов, формирование качественной образовательной среды, повышение качества образования, поддержку системы профессионального роста учителя.
    Цель Программы развития гимназии: повышение качества образовательных результатов обучающихся,  результативности урока и качества внеурочной деятельности в МАОУ гимназии № 29 г.Томска за счет совершенствования образовательной среды  гимназии в соответствии с требованиями законодательства, с учетом потребностей социума и участников образовательных отношений.  
    Миссией развития МАОУ гимназии № 29 г.Томска  (желаемая модель образовательной организации)  МАОУ гимназии № 29 г.Томска  является предоставление всем обучающимся широкого поля образовательных возможностей, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания, обеспечивающих их успех благодаря сформированной активной и социально ответственной жизненной позиции. Миссия гимназии нацелена на:
    - создание в гимназии наиболее благоприятных условий для формирования высоконравственной личности, способной к саморазвитию;
    - на оказание содействия достижению  каждым обучающимся того уровня образования, которое соответствует его способностям и личностным особенностям;
    - на развитие интеллектуальной, эмоциональной сферы личности, формирование ценностных ориентиров, привитие навыков компетентного поведения в разных областях и на разных этапах «школьной и взрослой жизни»;
    - на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов.
    Миссия гимназии в современных условиях отражает ценности нового смысла школьного образования, ориентирует педагогический коллектив гимназии на создание пространства, обеспечивающего равенство и доступ качественного образования для всех учеников, их жизненного и профессионального самоопределения, социализации всех субъектов гимназии. Миссия определяет новый этап развития гимназии, нацеленный на создание новых преимуществ образовательного учреждения через развитие внутренних возможностей, результативность урока  и внеурочной деятельности для достижения высокого образовательного результата школьников.
    Задачи Программы развития:

    Задача

    Через какие проекты и программы реализуется

    1.

    Повышение конкурентноспособности гимназии на основе достижения высоких образовательных результатов обучающихся за счет повышения качества урока и внеурочной деятельности.

    Программа «Управление качеством образования на основе результатов деятельности», проект «Адаптация и преемственность», проект «Книжная карусель», программа «Система внутреннего мониторинга качества образования в МАОУ гимназии № 29 г.Томска»

    2.

    Обеспечение высокого качества образования, максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, запросов семьи, общества и государства.

    Программа «Управление качеством образования на основе результатов деятельности», проект «Адаптация и преемственность», проект «Книжная карусель», программа «Система внутреннего мониторинга качества образования в МАОУ гимназии № 29 г.Томска»

    3.

    Создание системы формирующего оценивания и формирования познавательной деятельности обучающихся, обеспечивающей рост образовательных результатов учеников.

    Программа «Управление качеством образования на основе результатов деятельности», проект «Адаптация и преемственность», проект «Книжная карусель», программа «Система внутреннего мониторинга качества образования в МАОУ гимназии № 29 г.Томска»

    4.

    Совершенствование системы внеурочной деятельности, направленной на повышение образовательных результатов.

    Программа «Управление качеством образования на основе результатов деятельности», проект «Адаптация и преемственность», проект «Книжная карусель», программа «Система внутреннего мониторинга качества образования в МАОУ гимназии № 29 г.Томска»

    5.

    Разработка и внедрение в учебно – воспитательный процесс комплекса программ общего и дополнительного образования, позволяющих осуществить системный подход к организации реального процесса, ориентированного на формирование у обучающихся различного типа компетенций.

    Программа «Управление качеством образования на основе результатов деятельности», проект «Адаптация и преемственность», проект «Книжная карусель», программа «Система внутреннего мониторинга качества образования в МАОУ гимназии № 29 г.Томска»

    6.

    Создание эффективной системы воспитательной работы с приоритетом духовно — нравственной и патриотической направленности путем внедрения современных воспитательных технологий, развития социальных практик, ученического самоуправления, волонтерского движения, детских и молодежных общественных объединений, повышения результативности классных часов и внеурочной деятельности.

    Проект «Детская организация «Ювента», программа «Будущее для всех», проект «Школьный спортивный клуб «Олимп», проект «Юнармия», проект «Семья», проект «Школьный дворик», программа гражданско - патриотического воспитания «Патриот своей страны», программа «Система внутреннего мониторинга качества образования в МАОУ гимназии № 29 г.Томска»

    7.

    Создание эффективной системы воспитательной работы с приоритетом духовно — нравственной и патриотической направленности путем внедрения современных воспитательных технологий, развития социальных практик, ученического самоуправления, волонтерского движения, детских и молодежных общественных объединений, повышения результативности классных часов и внеурочной деятельности.

    Программа «Будущее для всех», проект «Школьный спортивный клуб «Олимп», программа «Здоровое питание», программа «Система внутреннего мониторинга качества образования в МАОУ гимназии № 29 г.Томска»

    8.

    Совершенствование системы персонифицированного профессионального развития педагогов и членов административного совета гимназии, обеспечивающей рост их педагогического и управленческого мастерства средствами методической и инновационной работы.

    Программа «Профессионал», программа «Система внутреннего мониторинга качества образования в МАОУ гимназии № 29 г.Томска»

    9.

    Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого обучающегося, поиск и поддержка способных и одаренных детей.

    Концепция развития дополнительного образования, проект «Шаг в будущее», проект «Школа олимпиадного движения «К вершине знаний», проект «АкАдемика НЬЮТОНиЯ (академия юных исследователей и проектантов)»,

    проект «Портфолио», программа «Система внутреннего мониторинга качества образования в МАОУ гимназии № 29 г.Томска»

    10.

    Совершенствование управляющей системы гимназии за счет дальнейшего развития органов государственно — общественного управления, увеличения количества участников управленческой деятельности, внедрения командных и проектных способов управления.

    Программа «Управление качеством образования на основе результатов деятельности», программа «Профессионал», программа «Система внутреннего мониторинга качества образования в МАОУ гимназии № 29 г.Томска»

    11.

    Развитие системы независимой оценки качества образования и внутренней системы оценки качества образования.

    Программа «Управление качеством образования на основе результатов деятельности», программа «Система внутреннего мониторинга качества образования в МАОУ гимназии № 29 г.Томска»

    12.

    Модернизация системы внутришкольного контроля и промежуточной аттестации обучающихся с приоритетом на достижение высоких учебных результатов и качество урока, внедрение современных форм аттестации.

    Программа «Управление качеством образования на основе результатов деятельности», программа «Система внутреннего мониторинга качества образования в МАОУ гимназии № 29 г.Томска»

    13.

    Расширение и углубление образовательного партнерства для усиления потенциала гимназии, создание эффективной системы работы с родителями, направленной на продуктивную совместную деятельность по повышению образовательных результатов школьников.

    Программа «Управление качеством образования на основе результатов деятельности», проект «Семья», программа «Система внутреннего мониторинга качества образования в МАОУ гимназии № 29 г.Томска»

    14.

    Дальнейшее совершенствование цифровой среды гимназии для расширения возможностей образовательного процесса и развития педагогических кадров.

    Программы «Развитие информационно-образовательной среды гимназии», проект «Семья», программа «Профессионал», проект «Учебное портфолио (электронное)», программа «Система внутреннего мониторинга качества образования в МАОУ гимназии № 29 г.Томска»

    15.

    Формирование системы психолого — педагогического сопровождения участников образовательных отношений.

    Программа «Будущее для всех», проект «Семья», программа «Система внутреннего мониторинга качества образования в МАОУ гимназии № 29 г.Томска»

    16.

    Создание эффективной системы профориентации обучающихся гимназии.

    Программа по профориентации школьников «Профминимум», проект «Семья», проект «Шаг в будущее», программа «Система внутреннего мониторинга качества образования в МАОУ гимназии № 29 г.Томска»

     Концептуальные основы Программы развития гимназии.

    МАОУ гимназия № 29 г.Томска представляет собой образовательного учреждение, в котором  реализуются образовательные программы начального, основного, среднего общего  образования, программы дополнительного образования детей и взрослых. При этом обучающиеся ориентируются на получение в гимназии:
    - качественного общего образования, предполагающего владение развитыми навыками устной и письменной речи, разнообразными математическими умениями, основами наук и финансовой грамотности, социально — экономическими и правовыми компетенциями, которые служили бы фундаментом для их постоянного самообразования  в течение всей жизни;
    - углубленных знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам и образовательным областям, необходимых  им для построения индивидуального маршрута и дальнейшего профессионального образования;
    - удовлетворения разнообразных образовательных интересов и запросов, реализуемых в системе внеурочной деятельности и дополнительного образования.
        Основным условием успешности развития гимназии является сочетание высокого педагогического профессионализма  учителей и внутренней учебной мотивации школьников. Первое обеспечивается  за счет построения гуманистической, технологичной, научной системы развития педагогического коллектива. Второе — за счет ориентации во взаимодействии с учениками на развитие их познавательного интереса, общеучебных  и предметных умений, эмоциональной привлекательности процесса обучения.
        Анализ результатов, достижений и нерешенных проблем, современной ситуации и имеющихся ресурсов обусловил выбор приоритетов развития МАОУ гимназии № 29 г.Томска в системе повышения качества образовательных результатов школьников как стратегических направлений  реализации Программы развития.
    1. Качество образовательной подготовки обучающихся. Данное качество напрямую связано с качеством преподавания (качеством урока и внеурочной деятельности), которое в значительной степени определяется уровнем методической поддержки  образовательного процесса.  В гимназии  созданы и работают десять методических объединений. Самоанализ педагогов методических объединений  свидетельствует  о недостаточном уровне методической и  психолого — педагогической культуры  педагогов со стажем работы до 5 лет (в гимназии это 42% от общего количества педагогических работников). Ощущается дефицит знаний педагогов по теории и технологии исследовательской, проектной,  контрольно — оценочной деятельности, по формированию познавательной деятельности школьников, по формам и методам учебной мотивации обучающихся, по методам диагностики уровня развития обучающихся, организации единой системы оценивания и требований к ученикам в каждой параллели.  Каждое методическое объединение  работает исключительно в рамках своего предметного поля, активно не взаимодействуя  с учителями других методических объединений, работающих в одной параллели. Поэтому нужна целенаправленная система мер помощи учителю,  направленная на решение указанных затруднений.  
    2. Учебная мотивация обучающихся. Недостаточная учебная мотивация обучающихся — одна из важных проблем на пути к высоким  результатам учеников. Основным инструментом ее повышения  является создание возможностей  достижения успеха, то есть «ситуации успеха». Для каждого ученика гимназии она  будет разной, но без этой самой начальной точки невозможно движение  вперед. Создание условий для успешности каждого ученика должно стать основным принципом  и критерием  для всей дальнейшей работе по развитию гимназии.  Успешность формируется всех  сферах школьной жизни: в отношениях  «учитель — ученик», «ученик — ученик», «ученик — классный руководитель», в общем микроклимате гимназии, в организации урока, системы контроля и поощрения, в формах внеурочной деятельности.
    3.  Создание условий для реализации системы формирующего оценивания и формирования эффективной познавательной деятельности обучающихся. Опыт и традиции отечественной педагогики обращены к развитию личности ребенка. В то же время современный социальный заказ  государства, реализованный в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС ОО), направлен на социальную самоидентификацию обучающихся. Достижению личностных, метапредметных и предметных результатов способствует организация полноценной познавательной  деятельности обучающихся.  В педагогике обозначились  существенные противоречия, которые определили проблему организации познавательной деятельности как целостного процесса:
    - между необходимостью достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов и отсутствием методики организации такой познавательной деятельности, которая бы обеспечивала  социальную самоидентификацию обучающихся;
    - между потребностью учеников проявлять активность и самостоятельность в в познавательной деятельности и отсутствием возможности удовлетворять ее в ходе массовых организационных форм образования, жестко ориентированных на предлагаемые учителем виды деятельности;
    - между осознаваемой учителями необходимостью осуществления обучающимися познавательной  деятельности и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по организации полноценной познавательной деятельности школьников.
        Познавательная сфера личности – это набор способностей, при помощи которых человек познает явления окружающего его мира. Существует мнение, что совокупность всех этих элементов и называется интеллектом. Эта сфера состоит из следующих компонентов: восприятие, ощущения, внимание, воображение, память, мышление. Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле. Результат — это само знание о предмете или явлении.
        Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе.
        Активная познавательная деятельность — это двусторонний процесс познания. Условия, активизирующие процесс познания, создаёт, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий — собственно познавательную активность — ученик. Методы повышения познавательной активности:
    1.Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.п.)
    2. Наглядность.
    3. Творческие работы по разным предметам.
    4. Участие в предметных олимпиадах.
    5. Научно-исследовательская деятельность.
    6. Проектная деятельность учеников.
    7. Внеклассные мероприятия по предметам.
        Знания – это результат познавательной деятельности человека. Виды деятельности, в которых наиболее эффективно реализуется содержание познавательного развития детей: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная. Для активизации познавательной деятельности обучающихся необходимо использование дидактических игр и дискуссий;  использование различных методов обучения (беседа, пример, наглядный показ и др.); стимулирование коллективных форм работы, взаимодействие учеников в учении. Есть ряд  принципов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учеников: принцип мотивации; принцип проблемности; принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач; принцип индивидуализации; принцип исследования изучаемых проблем; принцип взаимообучения;  принцип самообучения; принципы активизации учебно-познавательной деятельности учеников. Данные принципы должны определятся с учетом особенностей учебного процесса.
        Учение как познавательная (гностическая) деятельность протекает в двух основных формах: внешней и внутренней. К внешней (практической) гностической деятельности относятся такие ее виды, как манипулирование предметами, их механическая обработка, сборка и разборка, взвешивание, измерение, взаимное перемещение и т.п. Это может быть перцептивная деятельность - рассматривание, слушание, наблюдение, а также символическая деятельность, например изображение, называние, обозначение, словесное описание, высказывание, повторение слов и высказываний и т.п. Внутренняя познавательная деятельность ненаблюдаема, хотя и требует для ее осуществления таких умственных (мнемических и мыслительных) действий, как анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция, классификация и сериация (группирование), кодирование и перекодирование (Л. Б. Ительсон). Основной организационной формой, в которой протекает организованное учение, является урок.
        Атрибутика учебно-познавательной деятельности предполагает наличие учебников, учебно-наглядных пособий, технических и других средств, помогающих освоению содержания образования. Во многом она определяется спецификой учебного предмета как отражения той или иной области знания (науки), литературы или искусства. Специфика учебно-познавательной деятельности состоит в том, что своим обязательным предметным результатом она имеет подчиняющиеся жестким критериям научные знания в форме понятий, суждений и умозаключений, а также умения, навыки и общее интеллектуальное развитие. Другими словами, она требует научения знаниям, умениям и мышлению. В то же время учение теснейшим образом связано со всеми другими видами деятельности, органично вбирая их в себя. В силу этого учение - важнейшее средство воспитания, целостного формирования личности. На определенных этапах возрастного развития оно является ведущим, т.е. определяющим появление новообразований личности, развивающим видом деятельности.
        Результаты анализа педагогического опыта свидетельствуют  о том, что организация познавательной деятельности — сложный  процесс, внутренние  характеристики  которого скрыты в реальной образовательной деятельности. Для достижения нового уровня результатов возникла необходимость использования в образовательной практике теоретической модели процесса организации познавательной деятельности (ПД), позволяющей осуществить системный подход  к организации  реального процесса, ориентированного  на формирование у учеников  различного типа компетенций (типология компетенций по А.В. Хуторскому). Используемая нами теоретическая модель была разработана на основе знаний общей структуры  деятельности (А.Н. Леонтьев) и структуры процесса обучения ((Ю.К. Бабанский). Данная модель включает в себя содержательно — целевой, процессуально — деятельностный и результативно — оценочный компоненты (приложение №1 к Программе развития гимназии.  Содержательно — целевой компонент позволяет установить взаимосвязь между содержанием предметного и метапредметного образования. Процессуально — деятельностный компонент  предусматривает поэтапный характер формирования УУД что обеспечивает, во — первых, постоянное и постепенное усложнение познавательной деятельности учеников, во — вторых, конкретизирует  на каждом этапе цель, подбирает средства обучения, контроля и коррекции. Основным механизмом реализации цели и содержания  моделируемого процесса является взаимосвязанная деятельность учителя, учеников и их родителей, а условием ее осуществления — использование специально разработанного дидактического обеспечения, выполняющего функцию  средства мотивационного управления  познавательной  деятельностью обучающихся.
        Формирующее оценивание представляет собой непрерывное оценивание в ходе обучения, когда ученик активно вовлечен в процесс, что мотивирует его на дальнейшее  обучение, самостоятельное планирование целей и способов их  достижения.  Формирующее оценивание  предполагает постоянное взаимодействие  ученика и учителя и обратную связь, позволяющую получить представление о текущем уровне обученности каждого ученика и перспективах  его дальнейшего развития. В ходе формирующего оценивания  результаты ученика сравниваются не с общей нормой, а с его предыдущими результатами, что является мощным мотивом к дальнейшему развитию.
        Наблюдая за обучающимися  в момент обучения, собирая информацию на основе обратной связи, учителя могут многое узнать о том, как школьники воспринимают  материал и как они реагируют на те или иные приемы преподавания. Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, насколько успешно учатся его ученики. Педагоги на основе полученной обратной связи могут переориентировать свою деятельность так, чтобы школьники учились более активно и эффективно. Существует значительный разрыв  между тем, что преподавалось и тем, чему обучились школьники. Формирующее оценивание  необходимо для того, чтобы диагностировать, как идет процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только на конечной его стадии. Если на основе полученной информации результат окажется неудовлетворительным, то потребуется внесение изменений в образовательный процесс.  Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания  для обучения. Вместе с тем внедрение формирующего оценивания сопровождается трудностями, связанными со сложностями изменения профессиональной позиции педагога. В этой связи различными исследователями  отмечается нежелание части учителей  отказаться от единоличной оценки и делегировать свои полномочия ученикам. Учителя нередко не доверяют самооценкам обучающихся, а также оценкам, выставленным другими учениками.
    Использование формирующего оценивания  значительно увеличивает нагрузку на педагогов, что выражается в увеличении временных затрат на самообразование, подготовку к проведению уроков, разработку дидактических материалов. Перечисленное выше требует значительной работы и администрации гимназии по мотивации  педагогов на внедрение формирующего оценивания и их поддержке в ходе его реализации.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике