"Не дай себя обмануть!" Виды наиболее распространенных способов совершения мошенничества и киберпреступлений
Злоумышленники создают фишинговые ресурсы для хищения данных и денежных средств, имитируя страницы крупных компаний, интернет-магазинов. Жертве предлагается Приобрести товар, услугу по скидке или поучаствовать в акции. Для привлечения жертвы используют контекстную рекламу, рассылку в менеджерах.
Мошенники имитируют уведомления от органов исполнительной власти о якобы имеющихся штрафах задолженностях. Соответствующие сведения направляют в адрес электронной почты и предлагаю произвести оплату перейдя по ссылке из фишенгового письма. Рассчитывая заплатить штраф или погасить задолженность, жертва переходит по ссылке и вводит данные банковской карты в мошенническую форму оплаты.
Обман на площадках бесплатных объявлений (Avito и др.) и маркетплейсах
В большинстве случаев жертва сама входит в контакт с мошенниками в чате на сайте объявлений или маркетплейсах для покупки товара. В ходе общения злоумышленники предлагают продолжить переписку в мессенджере для уточнения деталей или доставки товара. Мошенники. запрашивают у жертвы ФИО, адрес, номер телефона для заполнения формы доставки. Жертву вынуждают перейти по ссылке на заранее сгенерированный фишинговый ресурс, который имитирует официальные страницы курьерских служб, после введения банковских реквизитов списываются средства.
В поддельном сообщении предлагается пройти дополнительную проверку и предоставить сведения по запросу налоговой службы, Так мошенники могут запросить кассовые документы, ‘счета-фактуры, отчетные документы. Далее для прохождения проверки предлагается обратиться к указанному в письме инспектору под угрозой блокировки счетов налогоплательщика. Важно помнить, что налоговая не рассылает такого рода письма ине имеет отношения к ним, такие письма открывать не рекомендуется, как и переходить по ссылкам.
Мошенник отправляет деньги на счет жертве, а затем звонит и убеждает вернуть их. В это время обращается в банк, чтобы отменить свой перевод до наступления момента безотзывности.
Злоумышленники представляются представителями службы безопасности банка, Центрального банка России, Росфинмониторинга либо правоохранительного органа и сообщают, что мошенники с использованием персональных данных потерпевшего оформляют кредиты в различных банках и для того, чтобы предотвратить хищение денег с банковского счета необходимо личные сбережения срочно перевести на «безопасные счета». В ходе дальнейшего общения потерпевшему сообщают о необходимости оформления кредитов и их перевода. Следует отметить, что общение потерпевшего со злоумышленниками является длительным, в некоторых случаях осуществляется в течение нескольких месяцев, используется как телефонная связь, так и общение посредством мессенджеров (Ватсап, Вайбер, Телеграм и т.д.). Для достоверности мошенники могут присылать жертве — поддельные документы от имени банка и других организаций. 'Следует помнить, что «безопасных счетов» не существует, а представители Центрального Банка России не осуществляют работу с физическими лицами.
Злоумышленники в ходе телефонного разговора представляются представителями службы безопасности коммерческого банка, Госуслуг, Центрального банка России либо правоохранительного органа, Сообщают о том, что персональные данные с личного кабинета утекли и теперь преступники могут от Вашего имени продать квартиру, машину, используя Электронно-цифровую подпись. В целях защиты убеждают срочно продать имущество и перевести деньги на «защищенный канал», «безопасный счет», «резервную ячейку».
СМС от рабатодателя
Потерпевшему поступает смс сообщение или сообщение в мессенджере от работодателя (возможно использование подменных номеров) о том, что с ним в ближайшее время. свяжется сотрудник ФСБ или иной организации, с которым ему следует пообщаться. После этого звонит мошенник, представляется сотрудник с именем, указанным руководителем, и сообщает о. попытках перевода личных сбережений на иностранные счета/финансирование территоризма/Украины и т.п. В целях пресечения преступных операций потерпевшего убеждают прервать транзакции путем перевода денег (личных накоплений или путем взятия кредита) на счет, указанный злоумышленниками.
Мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов (полиция, ФСБ, прокуратура) и сообщают, что в отношении Вас возбуждено уголовное дело. в связи с финансированием экстремисткой, террористической деятельности, поскольку с Вашего банковского счета осуществлен перевод денежных средств в недружественное государство. Либо сообщают, что к ним обратились из службы бёзопасности банка по поводу приостановленной попытки оформления на имя жертвы кредита. В ходе общения мошенники могут присылать якобы фото удостоверений, повесток, постановлений о возбуждении уголовного дела, подписок о неразглашении следственной тайны и т.д. Злоумышленники могут обращаться к жертве в строгом, практически, командном тоне, иногда доходящим до грубости, нередко используют юридические термины.
Хищение денежных средств через систему быстрых платежей (СБП)
Например, покупатель на сайте в сети Интернет оставляет заявку на приобретение товара. После чего ему поступает звонок якобы от сотрудника магазина, предлагается скидка на товар, но только при условии оплаты через СБП или QR-коду, затем злоумышленник присылает в мессенджер ссылку, ведущую на страницу с формой оплаты по QR-коду. Покупатель подтверждает платеж и денежные средства поступают на счет мошенника. Важно в такой ситуации связаться со службой поддержки онлайн-магазина, Через официальный сайт или приложение. Не сохранять для оплаты в личных кабинетах банковские карты, при возможности заведите отдельную карту для оплаты покупок онлайн.
Злоумышленник представляется родственником потерпевшего, знакомым либо представителем правоохранительного органа. При этом просит перевести денежные средства, например, для дачи взятки должностному лицу за урегулирование проблем с ДТП, оплаты медобслуживания ввиду обнаружения тяжелого заболевания, и др. Наиболее подвержены данному` виду преступлений пожилые граждане. Звонки совершаются в основном рано утром или поздно вечером, когда жертвы менее склонны к критическому мышлению.
Мошенниками производится взлом либо копирование аккаунта пользователя в мессенджерах Ватсап, Вайбер, Телеграмм, социальных сетей Вконтакте и дальнейшее направление сгенерированных искусственным интеллектом (нейросетью) голосовых сообщений от имени потерпевшего, которое полностью копирует его голос, используя при этом ранее отправленные сообщения владельца аккаунта. А дальше все по типичной схеме - просьба одолжить взаймы, фото банковской карты для перевода денежных средств. В данной ситуации важно убедиться, что вы общаетесь именно с Вашим знакомым путем звонка по мобильной сети. Сделав это, Вы обезопасите себя и предупредите знакомого о том, что от его имени действуют мошенники. Для того, чтобы не потерять контроль над Вашим аккаунтом никогда не переходите по незнакомым ссылкам, не скачивайте программы. из неподтвержденных источников, используйте двухфакторную аутентификацию аккаунтов. Будьте максимально внимательны, поскольку следующим этапом использования искусственного интеллекта может явиться генерация видеоизображений и рассылка видеосообщений от имени родных, коллег, знакомых и т.д.
Звонившие представляются сотрудниками Госуслуг, управления по делам Президента РФ, сообщают, что в рамках декларационной компаний проверяют персональные данные лиц, сдавших налоговые декларации либо декларации о доходах. Со слов преступников - для подтверждения следует назвать паспортные данные и код из СМС.
