МАОУ гимназия №29 г. Томска
Томск
  • Информационная безопасность

    В настоящее время информация и информационная инфраструктура являются одними  из главных компонентов учебной деятельности в МАОУ гимназии № 29 г.Томска.  Учебные классы оснащены компьютерной техникой,  и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учеников.  Проблема информационной безопасности гимназии и обучающихся – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.  Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации. В образовательном процессе мы опираемся на базовые принципы, которые должна обеспечивать информационную безопасность: целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных; конфиденциальность информации; доступность информации для всех авторизованных пользователей. Общими мерами по созданию безопасной информационной системы в гимназии являются: защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.); использование контентной фильтрации Интернета, для фильтрации сайтов с содержимым, не соответствующим задачам образования; обучение учеников  основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры. Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в гимназии:
    1.  В образовательные программы основного и среднего образования внесены вопросы обеспечения мер информационной безопасности, проблем безопасного поведения в сети Интернет.
    2. Осуществляется ознакомление родителей (законных представителей)  с нормативно-правовой базой по защите детей от распространения вредной для них информации.
    3. Создана на официальном  сайте гимназии страница «Информационная безопасность».
    4. Проводятся занятия с обучающимися по теме «Приемы безопасной работы в Интернете».
    5. В гимназии осуществлена 100% установка программного продукта, обеспечивающего контент-фильтрацию трафика.
    6. В гимназии  обеспечен  100%  доступ обучающихся и учителей к электронным образовательным ресурсам через сеть Интернет.
    7. Выход обучающихся  в Интернет на уроках информатики осуществляется только в присутствии учителей.
    8. Осуществляется систематическое обновление программно - технических средств по антивирусной защите компьютерной техники в гимназии. 
    9.  В системе организовано информационное просвещение участников образовательного процесса о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

    Основное изображение материала.

    Детские безопасные сайты

    Список рекомендуемых детских сайтов

    Список детских ресурсов, которые, по мнению сотрудников ресурса https://kids.kaspersky.ru  и специалистов по образованию, считаются вполне пригодными, а часто и полезными для подрастающего поколения. Однако следует учитывать, что любой сайт может быть взломан или заражен, в том числе и детский. В столбце «Возраст» указаны приблизительные возрастные рамки потенциальных пользователей ресурса, но не нужно воспринимать их как строгие указания, они носят скорее рекомендательный характер.

    Сайт

    http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline 

    Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи "Дети онлайн" является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России.

    https://nedopusti.ru/ 

    Социальный проект по защите прав детей «Не допусти» - социальный проект по защите детей от похищений, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения реализуется с августа 2009 года. Организаторы проекта: Общественная палата РФ, РОЦИТ (Региональная Общественная Организация «Центр Интернет-технологий»), Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление».

    https://www.smeshariki.ru/ 

    «Смешарики»: развлекательная соцсеть: игры, музыка, мультфильмы.

    https://solnet.ee/ 

    «Солнышко»: детский портал. Развивающие, обучающие игры для самых маленьких и еще много интересного и для родителей.

    https://www.teremoc.ru/ 

    Детский сайт «ТЕРЕМОК» с развивающими играми, загадками, ребусами, мультфильмами.

    https://murzilka.org/ 

    Сайт журнала «Мурзилка» со стихами, раскрасками, конкурсами и другой полезной информацией.

    https://ladushki.ru/ 

    Сайт для малышей и малышек. Мультфильмы, азбука, счет, рисунки.

    https://1sept.ru/ 

    Очень полезный сайт для родителей - и для тех, кто только готовит свое чадо в школу, выбирая самое лучшее, и для тех, кто тоже готовит, но уже не школу, а во взрослую жизнь. Здесь есть информация о школах, частных и государственных, о вузах, о подготовке к часто и много критикуемому ЕГЭ. Здесь можно почитать советы психолога, как наладить контакт с ребенком и как помочь ему в общении с друзьями. А если просто посмеяться - то в разделе "Мои истории" найдете много всего интересного про школьную жизнь!

    https://goodnewsanimal.ru/ 

    Портал, собирающий позитивные новости о животных. Будет интересен как источник информации для различных работ учащихся или просто как занимательное чтение.

    https://animals-wild.ru/ 

    Ресурс с информацией и новостями о разных животных, что-то вроде энциклопедии. Будет полезен школьникам для 6–11, 12–16 Да учебных проектов и интересен детям, увлекающимся природой.

    https://talantikus.ru/ 

    Сайт, позволяющий ребенку поучаствовать в «блиц - олимпиадах» и незамедлительно узнать результат.

    https://www.dddgazeta.ru/ 

    Ресурс, посвященный детской безопасности на дорогах. Будет полезен для самостоятельного изучения правил дорожного движения.

    https://www.filipoc.ru/ 

    Онлайн -журнал для школьников. Здесь собраны разнообразные статьи на темы, которые могут быть 6 –11, 12 –16 Да интересны и полезны ребятам в возрасте от 7 до 15 лет. Есть и развлекательный раздел, с кроссвордами, ребусами и головоломками.

    https://detmagazin.ucoz.ru/ 

    Сборник детских журналов. Может быть полезен школьникам для выполнения различных проектов. Детям помладше придутся по вкусу игры, распечатанные родителями.

    https://math-prosto.ru/ 

    Сайт, доступно и интересно рассказывающий о хитросплетениях школьного курса математики

    https://umniki.ru/ 

    Сайт телепередачи «Умники и Умницы». Как и сама передача, в первую очередь рассчитан на одаренных старшеклассников, готовых расширять свою базу знаний и состязаться с такими же вундеркиндами за шанс обучаться в одном из престижнейших вузов России.

    https://peskarlib.ru/ 

    Большая библиотека произведений, которые будут интересны как самым маленьким для чтения с родителями, так и более взрослым ребятам.

    Родителям

    Современные дети и подростки, которых называют «цифровыми гражданами» легко осваивают компьютер, мобильные устройства и умело пользуются ими. При этом навыки детей в области безопасности в Интернете отстают от их способности осваивать новые приложения и устройства.

    Угрозами информационно-психологической безопасности детей является:
    1.    Получение детьми непристойных (то есть не соответствующих принятым стандартам нравственности) материалов различного характера (например, порнографии, материалов, содержащих жестокость и ненормативную лексику, вульгарные или шокирующие выражения).
    2.    Получение детьми материалов, в содержании которых отражается национальная или другая (например, религиозная, социальная) нетерпимость и пропаганда расового, национального и религиозного неравенства или антиобщественного поведения.
    3.    Получение детьми материалов, содержащих рекламу и пропаганду опасной и вредной для здоровья человека продукции (например, алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ
    Безопасность детей в сети Интернет.

    Основные опасности в Интернете для детей и подростков следующие:
    1.    Кибербуллинг (интернет-травля).
    2.    Использование Интернета для манипуляции сознанием детей и подростков (пропаганда экстремистского, антисоциального поведения, суицидов, вовлечение в опасные игры).
    3.    "Незнакомый друг" в социальных сетях.
    4.    Кибермошенничество.
    5.    Безопасность доступа в Сеть и кража личных данных техническими средствами.
    6.    Незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и (или) распространение их в открытом доступе.
    7.    Просмотр сайтов для взрослых.
    Куда обращаться в случае интернет – угроз. Кроме правоохранительных организаций можно обратиться:
    1.    На горячую линию «Дети онлайн»: 8–800–250–0015(с 9 до 18 по рабочим дням, звонки по России бесплатные), e-mail:helpline@detionline.com. Это первый в России общественный проект, целями которого является консультирование и оказание психологической помощи детям и подросткам, столкнувшимся со сложностями во время коммуникаций в Интернете.
    2.    Родители (законные представители) несовершеннолетних могут обратиться в Центр защиты детей от интернет-угроз(ЦЗДИУ) через онлайн - форму. На сайте ЦЗДИУ указано, что Ваше обращение будет рассмотрено в течении 24 часов. 
    Также сообщается, что Центр работает не только на профилактику, но и на пресечение IT-угроз. Избранное направление деятельности не имеет аналогов, что подтверждается мнением ведущих специалистов и СМИ. Номер телефона 8 (930) 888-65-15, в будние дни с 09:00 до 18:00.
    3.    На Горячую линию Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ). Заполните заявку, приложите нужные ссылки и документы. С вами свяжутся в течение трех дней. Специалисты Горячей линии проконсультируют вас и при необходимости свяжутся с профильными организациями и госорганами, которые могут решить проблему.
    4.    Подать сообщение в Роскомнадзоро ресурсе, содержащем запрещенную информацию.
    5.    Оставить свое сообщение о противоправном Интернет-контенте на сайте Лиги безопасного интернета.

    Рекомендации родителям (законным представителям)   по формированию у учеников навыков безопасного поведения в сети Интернет:
    1. Научите детей советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту,
    чаты, доски объявлений, регистрационные формы и личные профили.
    2. Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения.
    3. Позволяйте заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым
    общением.
    4. Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
    5. Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им.
    6. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам.
    Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.
    7. Единство родительских и педагогических усилий поможет оптимально использовать «плюсы» и
    нейтрализовать «минусы» работы с ресурсами всемирной Сети.
    Рекомендации педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся:
    1. Объясните ученикам правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к
    нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
    2. Совместно с учениками сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в
    Интернете.
    3. Приучайте учеников уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл
    понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
    4. Проявляйте интерес к «виртуальной» жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте их 
    родителям (законным представителям)  о проблемах их детей.
    5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета.
    Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на
    посещении проверенных сайтов.
    6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учеников через вовлечение детей в различные
    внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх,
    соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
    7. Периодически совместно с учениками анализируйте их занятость и организацию досуга,
    целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с
    целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с их родителями (законными представителями)  результаты своих наблюдений.
    8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно
    доводите информацию до сведения родителей (законных представителей) учеников, привлекайте к работе с учениками и их родителями (законными представителями) педагога -  психолога.
    9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее
    признаках, способах преодоления.
    10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-
    коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
    11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты
    персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему
    здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

    Рекомендации обучающимся по информационной безопасности.

     Про компьютерные вирусы. Компьютерный вирус — это разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которой является способность к размножению. В дополнение к этому, вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запущена заражённая программа, а также повредить или даже уничтожить операционную систему со всеми файлами в целом. В большинстве случаев распространяются вирусы через Интернет.
    Методы защиты от вредоносных программ:
    1.    Используй современные операционные системы, имеющие серьёзный уровень защиты от вредоносных программ.
    2.    Постоянно устанавливай обновления своей операционной системы. Скачивай их только с официального сайта разработчика ОС. Если существует режим автоматического обновления, включи его.
    3.    Работай на своем компьютере под правами пользователя, а не администратора. Это не позволит большинству вредоносных программ инсталлироваться на твоем персональном компьютере.
    4.    Используй антивирусные программные продукты известных производителей, с автоматическим обновлением баз.
    5.    Ограничь физический доступ к компьютеру для посторонних лиц.
    6.    Используй внешние носители информации, такие как флешка, диск или файл из Интернета, только из проверенных источников.
    7.    Не открывай компьютерные файлы, полученные из ненадёжных источников. Даже те файлы, которые прислал твой знакомый. Лучше уточни у него, отправлял ли он тебе их.
     Про социальные сети.  Социальные сети активно входят в нашу жизнь, многие люди работают и живут там постоянно, а в Facebookуже зарегистрирован миллиард человек, что является одной седьмой всех жителей планеты. Многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями. Основные советы по безопасности в социальных сетях:
    1.    Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей.
    2.    Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы.
    3.    Защищай свою репутацию — держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить.
    4.    Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее.
    5.    Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение.
    6.    При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8.
    7.    Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу. 
     Про электронную почту. Электронная почта — это технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распределяются в компьютерной сети. Также кроме передачи простого текста, имеется возможность передавать файлы. Основные советы по безопасной работе с электронной почтой:
    1.    Надо выбрать правильный почтовый сервис. В Интернете есть огромный выбор бесплатных почтовых сервисов, однако лучше доверять тем, кого знаешь и кто первый в рейтинге.
    2.    Не указывай в личной почте личную информацию. Например, лучше выбрать «музыкальный_фанат@» или «рок2013» вместо «тема13».
    3.    Используй двухэтапную авторизацию. Это когда помимо пароля нужно вводить код, присылаемый по SMS.
    4.    Выбери сложный пароль. Для каждого почтового ящика должен быть свой надежный, устойчивый к взлому пароль.
    5.    Если есть возможность написать самому свой личный вопрос, используй эту возможность;
    6.    Используй несколько почтовых ящиков. Первый для частной переписки с адресатами, которым ты доверяешь. Это электронный адрес не надо использовать при регистрации на форумах и сайтах.
    7.    Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы.
    8.    После окончания работы на почтовом сервисе перед закрытием вкладки с сайтом не забудь нажать на «Выйти».
     Про кибербуллинг или виртуальное издевательство. Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов. Основные советы по борьбе с кибербуллингом:
    1.    Не бросайся в бой. Лучше посоветуйся, как себя вести. Если нет того, к кому можно обратиться, то вначале успокойся. Если ты начнешь отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше разожжешь конфликт.
    2.    Управляй своей киберрепутацией.
    3.    Анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом.
    4.    Не стоит вести хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все твои действия и сохраняет их. Удалить их будет крайне затруднительно.
    5.    Соблюдай свой виртуальную честь смолоду.
    6.    Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии.
    7.    Бан агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов.
    8.    Если ты свидетель кибербуллинга. Твои действия: выступить против преследователя, показать ему, что его действия оцениваются негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь, сообщить взрослым о факте агрессивного поведения в сети.
     Про мобильный телефон. Современные смартфоны и планшеты содержат в себе вполне взрослый функционал, и теперь они могут конкурировать со стационарными компьютерами. Однако, средств защиты для подобных устройств пока очень мало. Тестирование и поиск уязвимостей в них происходит не так интенсивно, как для ПК, то же самое касается и мобильных приложений. Современные мобильные браузеры уже практически догнали настольные аналоги, однако расширение функционала влечет за собой большую сложность и меньшую защищенность.
    Далеко не все производители выпускают обновления, закрывающие критические уязвимости для своих устройств. Основные советы для безопасности мобильного телефона:
    1.    Ничего не является по-настоящему бесплатным. Будь осторожен, ведь когда тебе предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги.
    2.    Думай, прежде чем отправить SMS, фото или видео. Ты точно знаешь, где они будут в конечном итоге?
    3.    Необходимо обновлять операционную систему твоего смартфона.
    4.    Используй антивирусные программы для мобильных телефонов.
    5.    Не загружай приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение.
    6.    После выхода с сайта, где вводил личную информацию, зайди в настройки браузера и удали cookies.
    7.    Периодически проверяй какие платные услуги активированы на твоем номере.
    8.    Давай свой номер мобильного телефона только людям, которых ты знаешь и кому доверяешь.
    9.    Bluetooth должен быть выключен, когда ты им не пользуешься. Не забывай иногда проверять это.
     Про оnline-игры. Современные онлайн-игры — это красочные, захватывающие развлечения, объединяющие сотни тысяч человек по всему миру. Игроки исследуют данный им мир, общаются друг с другом, выполняют задания, сражаются с монстрами и получают опыт. За удовольствие они платят: покупают диск, оплачивают абонемент или приобретают какие-то опции.
    Все эти средства идут на поддержание и развитие игры, а также на саму безопасность: совершенствуются системы авторизации, выпускаются новые патчи (цифровые заплатки для программ), закрываются уязвимости серверов. В подобных играх стоит опасаться не столько своих соперников, сколько кражи твоего пароля, на котором основана система авторизации большинства игр. Основные советы по безопасности твоего игрового аккаунта:
    1.    Если другой игрок ведет себя плохо или создает тебе неприятности, заблокируй его в списке игроков.
    2.    Пожалуйся администраторам игры на плохое поведение этого игрока, желательно приложить какие-то доказательства в виде скринов.
    3.    Не указывай личную информацию в профайле игры.
    4.    Уважай других участников по игре.
    5.    Не устанавливай неофициальные патчи и моды.
    6.    Используй сложные и разные пароли.
    7.    Даже во время игры не стоит отключать антивирус. Пока ты играешь, твой компьютер могут заразить.
     

    Педагогам

    Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации. На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности: доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу); целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения); конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения). Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы: аппаратные средства (компьютеры и их составные части), программное обеспечение (операционные системы, системные программы и т.д.), данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т. д., персонал (пользователи, системные администраторы, программисты и др.).  Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:  законодательный (законы, нормативные акты, стандарты и т. п.); морально-этический (нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа человека или  организации); административный (действия общего характера, предпринимаемые руководством организации: приказ, должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности; перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных; инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации); физический (механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей); аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).

    Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). В Интернете, как и в реальной жизни, учеников подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п. Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые ученики настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб- форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети. Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учеников навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет.

    В МАОУ гимназии № 29 г.Томска принимаются меры по созданию безопасной информационной системы: обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.); установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией; установлены соответствующие пароли на персональные ПК; использованы контент-фильтры для фильтрации сайтов по их содержимому. Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты в гимназии. Под защитой в гимназии находится вся система обработки информации. Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности в гимназии, несут личную ответственность. Надежность системы защиты  в гимназии полностью протестирована и согласована. Защита допускает изменение своих параметров со стороны администратора., поэтому является  эффективной и гибкой.

    Рекомендации педагогам по организации работы в информационном пространстве:

    1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.

    2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.

    3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).

    4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.

    5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.

    6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.

    7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.

    8. Не указывайте свои персональные данные при регистрации в социальных сетях (например: адрес или день рождения).

    9. Не используйте в логине или пароле персональные данные. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.

    10. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.

    11. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.

    12. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.

    13. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.

    14. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

    Методические и справочные материалы

    Методические и справочные материалы для реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся МАОУ гимназии № 29 г.Томска к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания.

    Оказание методической помощи педагогам школ – разработка специального курса лекций, семинаров, в том числе веб-семинаров, по формированию навыков безопасного поведения учащихся в Интернете и защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, для классных руководителей, преподавателей школ и других специалистов, работающих с несовершеннолетними. На основе опыта проведения уроков в общеобразовательных учреждениях, экспертами платформ по сопровождению использования безопасного Интернета подготовлены методические материалы для учащихся, педагогов. Они включают в себя методические рекомендации для проведения уроков, учебные пособия для младших, средних и старших классов, памятки и инструкции по самым актуальным вопросам, а также серия просветительских плакатов для общеобразовательных учреждений. Для проведения уроков безопасного Интернета в школах разработаны видеоматериалы. Видеоматериалы подготовлены на основе опыта реальных уроков и учитывают рекомендации педагогов.

    Учебно-методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». УМК разработан с учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ. Методическое приложение к программе можно использовать при организации просветительской работы с родителями и учащимися.

    Академия искусственного интеллекта для школьников 
    Всероссийский образовательный проект Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», реализуемый при поддержке Sber AI и направленный на формирование интереса и прикладных навыков в сфере искусственного интеллекта у школьников. Академия искусственного интеллекта — это всероссийский образовательный проект, который ежегодно знакомит миллионы школьников с миром ИИ. Эксперты делятся знаниями и помогут начать развиваться в этой сфере.

    Интернет-ресурсы для педагогических работников:

    Видеоуроки на платформе Лига безопасного Интернета

    УРОК ЦИФРЫ — всероссийский образовательный проект в сфере цифровой экономики. 

    Каталог уроков

    «1С:Урок» — портал с интерактивными наглядными учебными материалами, предназначенный для подготовки и проведения уроков учителями, а также для самостоятельной работы школьников. Тысячи интерактивных заданий, лабораторных работ и демонстрационных материалов для учёбы в школе. Включает в себя онлайн-среду «Математический конструктор» для создания живых чертежей прямо на занятиях.

    Яндекс Учебник делает IT‑образование доступным каждому ребёнку.

    Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» – многопрофильный холдинг, объединяющий активы в энергетике,   машиностроении, цифровой сфере. Одно из направлений деятельности «Образование», где реализуются цифровые проекты или компания выступает партнером конкурсов, в которых принимают участие педагоги и  школьники.

    Онлайн-проект «Лаборатории Касперского» для детей и родителей об актуальных угрозах в интернете. Мультфильмы, мини-сериал и интерактивы расскажут детям об опасностях, с которыми они могут столкнуться, и как их избежать, а исследования и советы экспертов помогут родителям в воспитании здоровых цифровых привычек у ребят. Для учителей на сайте доступны методические материалы для школьных уроков по информационной безопасности.

    Мероприятия, проекты и программы, направленные на повышение информационной грамотности педагогических работников

    Методические рекомендации позволяют обеспечивать реализацию мероприятий, направленных на обучение учеников правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность. В работе с использованием компьютера необходимо соблюдать гигиенические требования: школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса; ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю; лучше работать за компьютером в первой половине дня; комната должна быть хорошо освещена; при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту; расстояние от глаз до монитора – 60 см; периодически делать зарядку для глаз.

    В соответствии с ФГОС общего образования в структуру основной образовательной программы  гимназии включена программа воспитания, которая содержит важное направление  - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках данной программы осуществляется информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет. В МАОУ гимназии № 29 г.Томска проводятся занятия для учеников по основам информационной безопасности («основы медиабезопасности»); информируются родители (законные представители) обучающихся  о современных программно-технических средствах (сетевые фильтры, программы «родительский контроль»), ограничивающих доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимых с задачами воспитания; проводятся специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних. 

    В гимназии в работе используется учебно-методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет», разработанный Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва).  УМК разработан с учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ.

    «Безопасность в Интернете» – курс от Академии Яндекса  Курс для школьников 6—9 классов. Он используется педагогами, которые проводят уроки финансовой грамотности,  рассказывают во время Всероссийского урока по безопасности в интернете. В курсе три раздела, каждый из которых состоит из конспекта для самостоятельного изучения, видео-урока и теста, помогающего лучше усвоить изученный материал.

    На уровне основного общего образования ученики активно начинают использовать Интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и т.д. Все более часто их любимым способом общения становится мгновенный обмен сообщениями. Для учеников этого возраста желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения взрослых, является абсолютно нормальным. В этой связи педагоги гимназии для обеспечения интернет-безопасности учеников 10-15 лет: знакомят  школьников с ответственным, достойным поведением в Интернете; рассказывают об основных опасностях и правилах безопасного использования сети Интернет; убеждают никогда не выдавать личную информацию, в том числе фамилию, имя, домашний адрес, номера телефонов, название гимназии, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения, по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете; объясняют опасность личных встреч с друзьями по Интернету без присутствия взрослых; убеждают сообщать, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им; знакомят с правилами поведения на форумах и чатах.

    Организуя работу с учениками 10 — 11 классов по безопасному использованию информации в Интернете, педагоги проводят с учениками различные беседы, в том числе: об их друзьях в Интернете, о том, чем они занимаются; о людях, с которыми подростки общаются по мгновенному обмену сообщениями; о чатах и досках объявлений, которыми пользуются подростки; об опасности выдавать  личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете; об азартных сетевых играх и связанными с ними рисками  и др. Результатами мероприятий по безопасному использованию Интернета являются как бумажные, так и электронные ресурсы, созданные учениками: рисунки, сочинения (рассказы, сказки, стихи), буклеты, презентации. Интересной формой представления результатов является театрализованные выступления и видеофильмы обучающихся. Для учеников 10 — 11 классов при создании материалов по безопасности в гимназии используются сервисы Интернета для совместной деятельности. В гимназии создаются условия для  ознакомления с результатами творчества учеников. Разработанные материалы размещаются на официальном сайте гимназии, в социальных сетях, блогах и сетевых сообществах. Для эффективной профилактики интернет-зависимости, профилактики националистических проявлений в молодежной среде и устранения риска вовлечения подростков в противоправную деятельность педагоги гимназии  в системе проводят разъяснительную и консультационную работу с родителями (законными представителями) учеников с целью объяснения правил, рисков предоставления детям средств связи с выходом в Интернет. Классные руководители проводят  беседы о работе учеников в сети Интернет на классных и общешкольных родительских собраниях и при индивидуальных встречах; информируют через Сферум — бесплатную, безопасную платформу для учителей, учеников и родителей, созданную компаниями VK и «Ростелеком».  На таких страничках размещаются рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у детей, по обеспечению безопасности детей в Интернете. 

    ЦИФРОВОЙ ЛИКБЕЗ — просветительский проект, который поможет повысить цифровую грамотность и узнать больше о кибербезопасности в сети. Видеоролики для детей и взрослых от ведущих цифровых компаний-лидеров: VK, Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», «Почта России», «Лаборатория Касперского». Как распознать фишинговую ссылку, защитить личную информацию в сети или как правильно действовать, столкнувшись с кибербуллингом? Проект «Цифровой ликбез» с помощью образовательных видеороликов научит школьников азам цифровой грамотности и правилам кибербезопасности в современном мире.

    «ЦИФРАтека. Библиотека практических знаний». Ресурс объединяет статьи экспертов, практические советы, онлайн-квизы и полезные сервисы для детей, родителей и учителей.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике