В МАОУ гимназии № 29 г.Томска созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами: условия обучения, воспитания и развития таких учеников, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание гимназии и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в гимназии организовано совместно с другими обучающимися. Наличие вариативности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья определяется, с одной стороны, правом выбора родителями образовательного учреждения, в котором будет обучаться их ребенок, а, с другой, – реализацией принципа адаптивности системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся (статья 3 Федерального закона). Выделены условия, позволяющие эффективно осуществлять инклюзивное обучение и воспитание детей:
– соответствие варианта (модели) интеграции уровню психического развития, а также состоянию нервно-психического и соматического здоровья ребенка;
– наличие возможности систематически оказывать интегрированному ребенку необходимую ему квалифицированную специальную медикопсихолого-педагогическую помощь;
– психологическая готовность ребенка с особыми образовательными потребностями к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками;
– готовность гимназии принять детей с ограниченными возможностями здоровья;
– желание родителей (законных представителей) обучать своего ребенка вместе с нормально развивающимися сверстниками, стремления и готовности семьи систематически помогать ребенку в процессе обучения.
Детям с ограниченными возможностями здоровья
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
С 01 сентября 2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ФГОС ОВЗ). Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и других особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В МАОУ гимназии №29 г. Томска создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов с нарушениями зрения, слуха (приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»).
В МАОУ гимназии №29 г. Томска обучается 70 учеников с ограниченными возможностями здоровья и 6 детей-инвалидов, при этом у большинства обучающихся с инвалидностью есть заключение МБУ ПМПК г. Томска. На уровне начального общего образования обучается 2 ребёнка-инвалида, 45 обучающихся с ОВЗ по нозологиям ЗПР, ТНР; на уровне основного общего образования - 4 ребёнка-инвалида и 25 детей с ОВЗ (ЗПР, ТНР), на уровне среднего общего образования дети с ОВЗ и инвалидностью не обучаются. От сложности заболевания детям с ОВЗ определена форма обучения: очная 69 обучающихся, на дому (по решению ВК) – 1 ребёнок-инвалид в начальной школе. В основе их обучения – базовые образовательные программы, адаптированные для детей, имеющих медицинские заключения к обучению в сохранном режиме. Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всего курса обучения и позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально доступном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения. Согласно действующей модели коррекционно-развивающей системы в МАОУ гимназии №29 г. Томска, благодаря слаженной работе педагогического коллектива гимназии, удаётся своевременно и качественно помочь обучающимся с особыми образовательными потребностями развить уверенность в своих возможностях, а главное достичь хороших результатов в разных областях. Это не только важно для нас, но и для дальнейшего личностного роста ребёнка, который в результате проведенных мероприятий проявил свою одаренность (ребята участвуют во всевозможных мероприятиях, принимают участие в конкурсах, становятся конкурентоспособными на равне со здоровыми школьниками). 100% обучающихся с ОВЗ, дети-инвалиды посещают внеурочную деятельность в гимназии, 84% детей-инвалидов и 97% детей с ОВЗ посещают занятия дополнительного образования. Программы внеурочной деятельности, реализуемые в МАОУ гимназии №29 г. Томска, в том числе, для детей с ОВЗ и детей-инвалидов на уровне начального общего образования:
1) Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности: «Разговоры о важном».
2) Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся: факультатив «Чтение с увлечением: функциональная грамотность».
3) Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся: мастерская общения «Мы все разные, но мы все вместе».
4) Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся: факультатив «Юным умникам и умницам» (в рамках Школы олимпиадного движения); научный клуб школьников «Речь и культура общения» (в рамках Школы олимпиадного движения); кружок «Шахматы».
5) Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов: студия «В ритме танца; - Секция «Общая физическая подготовка».
6) Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности: клуб «Введение младших школьников в проектную и исследовательскую деятельность» (в рамках научного общества учеников).
Программы внеурочной деятельности, реализуемые в МАОУ гимназии №29 г. Томска, в том числе, для детей с ОВЗ и детей-инвалидов на уровне основного общего образования:
1) Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся: студия «Твой путь к успеху»; «Россия — мои горизонты».
2) Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся: научное общество учащихся «Здоровая среда».
3) Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности: клуб «Разговоры о важном».
4) Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов: спортивный клуб «Олимп».
5) Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся: научное общество учащихся «Страноведение» (для изучающих немецкий язык).
Программы дополнительного образования, реализуемые в МАОУ гимназии №29 г. Томска, в том числе, для детей с ОВЗ и детей-инвалидов на уровне начально общего и основного общего образования: художественной направленности: «Лепка»; «Живопись. Учись писать маслом»; «Вокальный ансамбль»; «Сольное пение»; «Музыкальное оформление праздников»; «Классический танец»; «Учебный театр МАОУ гимназии №29 г. Томска»; физкультурно — спортивной направленности: «Волейбол»; «ОФП»; естественнонаучной направленности: - «Биология для любознательных».
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Во время проведения занятий, где обучаются ученики с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и дети – инвалиды, применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой программы педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации. Дополнительно для информирования родителей (законных представителей) учеников с ОВЗ и с инвалидностью, имеется сайт гимназии и электронный дневник. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для учеников с ОВЗ и с инвалидностью может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в гимназии имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей - инвалидов и детей с ОВЗ:
Показатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью |
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью |
---|---|
Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов |
Дети-инвалиды и дети с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе |
Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, предназначенные для всех категорий учеников, в том числе и для детей - инвалидов и детей с ОВЗ: - мультимедийные комплексы (проектор, экран, ноутбук); - интерактивные доски; - ноутбуки ученические с подставкой под ТСО; - телевизоры; - музыкальные центры; - видеоплееры и др. |
Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидностью |
Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ предусматривается: -возможность индивидуального сопровождения и консультирования учеников по организационным и учебным вопросам; -работа с семьей обучающегося; -методическая работа с учителями; -организация внеучебной (воспитательной) работы с обучающимися. |
Для лиц с нарушением слуха |
-обеспечение предоставления учебных, лекционных материалов в электронном виде; -доступ к электронным образовательным ресурсам; -звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования; -звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования |
Для лиц с нарушением зрения |
-портативное устройство для чтения (лупа); -возможность предоставления бесплатно специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы; -обеспечение предоставления учебных, лекционных материалов в электронном виде; -доступ к электронным образовательным ресурсам; -звукозаписывающее устройство (диктофон); - настольная лампа с регулировкой освещения в динамическом диапазоне |
Кабинет психолога - психолога |
-оснащен специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования; - доступ к электронным образовательным ресурсам; -мультимедийный стол для песочной терапии |
Кабинет учителя - логопеда |
1.Общее речевое развитие. Диагностика. Модели занятий. Дидактический материал. 2. Логопедические упражнения. Выпуск 1. 3. Логопедические упражнения. Выпуск 2. 4. Коррекционная работа. Русский язык. Демонстрационные таблицы. 5. Логопедическая служба в сиситеме ППМС-сопровождения. 6. Интерактивные речевые игры. 7. Словарные слова от А до Я. 8. Русский язык. Интерактивные тренажёры «Учение с увлечением» 1 класс. 9. Развитие речи. Поурочное планирование 2-3 классы (VIII вид). 10. Коммуникация. 11. Коррекция письменной речи детей. Модульно-блочные технологии. 12. Логопедические пазлы. Прогрессивные технологии обучения детей. |
В гимназии имеются разнообразные учебные и специализированные помещения для занятий с обучающимися с ОВЗ и детьми - инвалидами: 47 учебных кабинетов, 2 административных кабинета, спортивный зал, малые спортивные залы, библиотека с помещениями для хранения учебников, медицинский кабинет, кабинет психолога, кабинет логопеда, актовый зал, студия звукозаписи, столовая с залом для приема пищи и пищеблок и др. Уютные кабинеты гимназии оформлены в едином стиле, оснащены в соответствии с учебными программами, реализуемыми в учебном процессе. Современное техническое оборудование позволяет более эффективно организовать образовательный процесс с учениками с ОВЗ и детьми - инвалидами. Интерьер дополняет современная мебель, учебное оборудование и изящные цветы. В специализированных кабинетах имеется комплекс компьютерных и развивающих программ. В коридорах гимназии созданы зеленые зоны, способствующие психо-эмоциональной разгрузке и эстетическому наслаждению педагогов и учеников. Средства обучения и воспитания в МАОУ гимназии № 29 г.Томска обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают ученикам с ОВЗ и детям – инвалидам, материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах их обучения. В МАОУ гимназии № 29 г.Томска используются следующие средства обучения и воспитания учеников с ОВЗ и детей - инвалидов:
1. Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал).
2. Электронные формы учебников (ЭФУ).
3. Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии).
4. Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
5. Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
6. Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные).
7. Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.).
8. Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
В свободном доступе для обучающихся с ОВЗ и детей - инвалидов находятся 30 компьютеров и 2 компьютера для работы в библиотеке. В гимназии создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников с ОВЗ и детей - инвалидов в условиях информационного общества. Все компьютеры МАОУ гимназии № 29 г.Томска соединены в единую локальную сеть, имеют выход в Интернет. Информационная база гимназии — это: электронная почта, локальная сеть, выход в Интернет со скоростью до 100 Мбит/c, официальный сайт гимназии. Школьники с ОВЗ и дети - инвалиды имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и ежедневно в свободном доступе после уроков в компьютерном классе в соответствии с графиком работы. В свободное от уроков время каждый желающий ученик с ОВЗ и ребёнок - инвалид при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач. С целью исключения доступа обучающихся ОВЗ и детей - инвалидов к сайтам экстремисткой направленности и иным запрещенным ресурсам сети Интернет, несовместимым с образовательным процессом, в гимназии действует система контент-фильтрации, осуществляется ПАО «Ростелеком». Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся ОВЗ и детей - инвалидов и педагогического персонала закрыт.
Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано федеральными государственными образовательными организациями на дому, в том числе возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, устанавливается федеральными государственными органами, в ведении которых находятся соответствующие образовательные организации. Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано государственными образовательными организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными образовательными организациями на дому, в том числе возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются в гимназии бесплатным двухразовым питанием. Ученики 1-4 классов с ОВЗ завтракают или обедают вместе со своим классом в соответствии с графиком питания класса, их меню не отличается от меню одноклассников. Второй приём пищи детей с ОВЗ осуществляется до или после уроков (в зависимости от смены обучения ребенка) по отдельному меню, которое можно посмотреть на сайте МАОУ гимназии № 29 г.Томска в разделе «Школьное питание. Меню». Дети с ОВЗ, обучающиеся в 5-11 классах, также питаются дважды в день. Меню учеников, имеющих сахарный диабет, корректируется в соответствии с рекомендациями врача-эндокринолога. Для большего охвата питанием обучающихся, в том числе с ОВЗ и детей – инвалидов, в столовой работает буфет, где можно купить кондитерские и кулинарные изделия, фрукты, соки и др.