Модель формирования методического пространства МАОУ гимназии № 29 г.Томска.
Методическая работа в гимназии - это деятельность по освоению наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учеников, по повышению уровня профессиональной компетентности педагога и реализации воспитательно-образовательного процесса, обмену опытом между членами педагогического коллектива, выявлению и пропаганде актуального педагогического опыта. Методическая работа в гимназии по своим конечным целям – это деятельность, направленная на совершенствование качества и эффективности образовательного процесса, достижение определенного уровня образования, воспитания и развития детей. Сущность методической работы как деятельности заключается в оказании системной практической помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах качественного осуществления образовательного процесса.
Цели методической работы гимназии:
-
-освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения, воспитания и развития обучающихся;
- повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению образовательного процесса;
- обмен опытом между членами педагогического коллектива гимназии.
Функции методической работы гимназии представлены в их содержании: информационная, аналитическая, планово-прогностическая, проектировочная, организационно-координационная, обучающая и контрольно-диагностическая.
Задачи методической работы гимназии:
- установка нормативных требований к обучающей деятельности педагога и обучающегося;
- определение методов, методических средств и организационных форм взаимодействия педагога и ученика, наиболее полно отвечающих задачам обучения конкретной образовательной области;
- обеспечение педагогам возможности постоянного обновления теоретических и методических знаний;
- создание условий для повышения профессионального мастерства и обмена передовым педагогическим и методическим опытом.
Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью гимназии в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива гимназии.
Содержание методической работы в гимназии определяется на основании уровня профессиональной компетентности педагогов, основных направлений развития гимназии и образовательной ситуацией в образовании в целом и разработано в соответствии с показателями основных компонентов профессиональной компетентности педагогов: дидактического (знание ряда ведущих дидактических концепций), психолого-педагогического, методического, технологического (технического) и коммуникативного.
Достаточно важным компонентом методической работы гимназии являются формы организации методической деятельности, наиболее эффективные из которых:
- локальные (внутри гимназии): семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации, защита конспектов учебных занятий, взаимопосещения, анализ и самоанализ урочной деятельности, творческие отчеты, методические совещания, вебинары и др.;
- интерактивные (между гимназией и другими образовательными учреждениями): психолого-педагогические проблемные семинары, деловые и ролевые игры, конкурсы педагогов, неформальные объединения педагогов, педагогические клубы и др.
В МАОУ гимназии № 29 г.Томска используется модель методической службы на основе образовательных областей, индивидуализации и дифференциации (далее - Модель). В гимназии созданы методические объединения на предметной основе в зависимости от педагогического состава гимназии. Планирует, координирует всю работу и организует методические мероприятия на уровне гимназии методический совет, который совместно с Советом по качеству образования в гимназии диагностирует проблемы педагогов, планирует формы повышения квалификации и помогает педагогам определиться с выбором программы, которая им необходима. Также в гимназии создана Школа молодого учителя, где организована работа в парах наставничества.
Использование в Модели подходов, основанных на принципе индивидуализации методической поддержки педагогов (индивидуальный образовательный маршрут педагога), позволяет сократить обилие методических мероприятий. Каждый педагог активно занимается самообразованием. В этой связи он составляет собственную программу: изучение литературы, посещение семинаров, практикумов, разработка методических материалов и т.д. Методический совет совместно с Советом по качеству образования через диагностику выявляет запросы и потребности педагогов и организует консультации, семинары, конференции, «круглые столы», мастер-классы и др. В конце учебного года каждый педагог самостоятельно проводит самодиагностику своей деятельности и представляет ее на заседании методических объединений в форме презентации своего опыта.
Также в нашей Модели используется элементы модели на основе дифференциации. В этой связи в гимназии организована Школа педагогического опыта, что расширяет возможности профессионального роста педагогов (и молодых, и опытных). В гимназии еще создаются временные творческие группы (временные проектные группы), которые рассматривают наиболее актуальные проблемы образования, разрабатывают методический инструментарий для повышения качества образовательного процесса. Обязательным условием в Модели является взаимосвязь всех органов управления системы методического сопровождения общешкольными мероприятиями, специально организованными «круглыми столами», семинарами по обмену опытом, декадами, вебинарами и др. Программа методического сопровождения для классных руководителей реализуется через методическое объединение классных руководителей. Для системного управления воспитательной работой в гимназии создан Совет по воспитанию, который координирует график и режим работы всех коллективных форм педагогического общения классных руководителей.
В гимназии созданы Рабочие группы, которые сопровождаю инновационные проекты и программы, реализуемые в рамках Программы развития гимназии. Совет по развитию поддерживает и координирует работу этих групп. Рабочие группа призваны решить актуальные задачи содержательно - методического, диагностического, контрольно - оценочного характера в рамках реализуемых инновационных проектов и программ. Возглавляют Рабочие группы опытные педагоги и члены администрации, которые не только имеют собственный интересный опыт работы по данной тематике, но владеют элементами управленческого знания, умениями организационного, коммуникативного и аналитического характера. План работы каждой группы составляется на основе годового плана работы гимназии с учетом проблематики Программы развития гимназии, ее магистральных направлений. Наработанные материалы членами Рабочей группы используются в образовательном процессе гимназии, позволяют совершенствовать содержание образования, успешно применять различные педагогические технологии, диагностические методики и др.
Системная работа по формированию методического пространства в гимназии позволяет сделать более интересной и эффективной подготовку к педагогическим советам, эффективно решать основную задачу, стоящую перед гимназией в результате выстраивания определенной модели методической службы — повышение качества учебно-воспитательного процесса и обеспечение эффективности управления процессом образования.
Основными критериями эффективности методической работы в гимназии, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности и др.), являются характеристики самого методического процесса: системность, дифференцированность и этапность. Системность — соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы. Дифференциация предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с педагогами, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей. В гимназии выделяются три уровня педагогического мастерства: низкий (интуитивный), средний (поисковый), высокий (мастерский). Этапность – показатель эффективности методической работы. Процесс методической работы включает в себя определенные последовательные этапы:
-
- 1 этап – теоретический – осознание идеи, осмысление передовых систем;
- 2 этап – методический – показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы;
- 3 этап – практический – самостоятельная разработка и апробация педагогами новых технологий обучения и воспитания;
- 4 этап – аналитический – выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения.
В Модели методической службы гимназии используются различные формы работы:
№ |
Направление работы |
Формы работы |
1. |
Формы методической работы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических и администрации гимназии. |
- курсовая подготовка (в том числе, дистанционно); - обучающие семинары; - практико — ориентированные семинары; - участие в работе сетевых сообществ Интернета; - научно - методические конференции; - «круглые столы»; - мастер-классы; - деловые игры; - единые методические дни по учебным дисциплинам; - методическое издание (буклеты, газеты, журналы и др.); - самообразовательная деятельность педагога по индивидуальной методической теме; - наставничество; - индивидуальная методическая помощь; - стажировки; - работа над личной методической темой; - инновационная работа; - экспертиза результатов педагогической деятельности; - диагностика затруднений; - творческие отчеты; - семинары — практикумы; - фестивали педагогических инноваций и др. |
2. |
Формы методической работы, направленные на получение, обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности. |
- инновационная работа; - разработка авторских программ, учебно-методических комплексов; - разработка методических рекомендаций по реализации содержания учебной программы; - работа в творческих группах; - работа в Рабочих группах; - научно-практические конференции; - фестивали педагогических технологий; - открытые уроки; - мастер-классы; - творческие отчёты; - конкурсы методических материалов и педагогического мастерства; - презентации авторских разработок (авторских, адаптированных программ, элективных курсов); - публикации авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов уроков, сценариев мероприятий и др.; - печатные издания гимназии, в том числе на электронных носителях и др. |
3. |
Формы информационно - методической работы. |
- изучение информационных и методических запросов педагогических кадров; - формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно-методической литературы; - обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями; - создание банков программ, авторских разработок; - создание картотеки, например, программ элективных курсов, электронных ресурсов; - разработка памяток и рекомендаций по проведению анализов педагогической и управленческой деятельности по различным направлениям; - организации научно-методической и инновационной работы; - размещение информации о деятельности методической службы гимназии на официальном сайте; - освещение деятельности педагогов в СМИ, школьной газете «29 квартал» и др. |
По широте одновременного охвата методической работой ее формы делятся на коллективные и индивидуальные:
Коллективные формы: |
Индивидуальные формы: |
семинары, практикумы, научно-практические конференции, предметные методические объединения, Школа передового опыта, временные творческие учителей, Рабочие группы, методический кабинет гимназии |
индивидуальные консультации, наставничество, стажировка, работа над личной методической (творческой) темой, индивидуальное самообразование |
В гимназии на основании Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.07.2022 № 582 "Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ" (Зарегистрирован 22.08.2022 № 69724) утвержден перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ:
-
Рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля.
-
Журнал учета успеваемости.
-
Журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность).
-
План воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководства).
-
Характеристика на обучающегося (по запросу).
Методическая тема на 2023 — 2028г.г.:
«Качество урока и внеурочной деятельности как условие для достижения высокого образовательного результата школьника».
Цель: повышение качества образовательных результатов обучающихся, результативности урока и качества внеурочной деятельности в МАОУ гимназии № 29 г.Томска за счет совершенствования образовательной среды гимназии в соответствии с требованиями законодательства, с учетом потребностей социума и участников образовательных отношений.
Задачи:
1. Повышение конкурентноспособности гимназии на основе достижения высоких образовательных результатов обучающихся за счет повышения качества урока и внеурочной деятельности.2. Обеспечение высокого качества образования, максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, запросов семьи, общества и государства.
3. Создание системы формирующего оценивания и формирования познавательной деятельности обучающихся, обеспечивающей рост образовательных результатов учеников.
4. Совершенствование системы внеурочной деятельности, направленной на повышение образовательных результатов.
5. Разработка и внедрение в учебно – воспитательный процесс комплекса программ общего и дополнительного образования, позволяющих осуществить системный подход к организации реального процесса, ориентированного на формирование у обучающихся различного типа компетенций.
6. Создание эффективной системы воспитательной работы с приоритетом духовно — нравственной и патриотической направленности путем внедрения современных воспитательных технологий, развития социальных практик, ученического самоуправления, волонтерского движения, детских и молодежных общественных объединений, повышения результативности классных часов и внеурочной деятельности.
7. Создание эффективной системы воспитательной работы с приоритетом духовно — нравственной и патриотической направленности путем внедрения современных воспитательных технологий, развития социальных практик, ученического самоуправления, волонтерского движения, детских и молодежных общественных объединений, повышения результативности классных часов и внеурочной деятельности.
8. Совершенствование системы персонифицированного профессионального развития педагогов и членов административного совета гимназии, обеспечивающей рост их педагогического и управленческого мастерства средствами методической и инновационной работы.
9. Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого обучающегося, поиск и поддержка способных и одаренных детей.
10. Совершенствование управляющей системы гимназии за счет дальнейшего развития органов государственно — общественного управления, увеличения количества участников управленческой деятельности, внедрения командных и проектных способов управления.
11. Развитие системы независимой оценки качества образования и внутренней системы оценки качества образования.
12. Модернизация системы внутришкольного контроля и промежуточной аттестации обучающихся с приоритетом на достижение высоких учебных результатов и качество урока, внедрение современных форм аттестации.
13. Расширение и углубление образовательного партнерства для усиления потенциала гимназии, создание эффективной системы работы с родителями, направленной на продуктивную совместную деятельность по повышению образовательных результатов школьников.
14. Дальнейшее совершенствование цифровой среды гимназии для расширения возможностей образовательного процесса и развития педагогических кадров.
15. Формирование системы психолого — педагогического сопровождения участников образовательных отношений.
16. Создание эффективной системы профориентации обучающихся гимназии.