МАОУ гимназия №29 г. Томска
Томск
  • Методическая деятельность

    Модель формирования методического пространства МАОУ гимназии № 29 г.Томска.

    Методическая работа в гимназии - это деятельность по освоению наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учеников, по повышению уровня профессиональной компетентности педагога и реализации воспитательно-образовательного процесса, обмену опытом между членами педагогического коллектива, выявлению и пропаганде актуального педагогического опыта. Методическая работа в гимназии по своим конечным целям – это деятельность, направленная на совершенствование качества и эффективности образовательного процесса, достижение определенного уровня образования, воспитания и развития детей. Сущность методической работы как деятельности заключается в оказании системной практической помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах качественного осуществления образовательного процесса.

    Цели методической работы гимназии:

    • -освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения, воспитания и развития обучающихся;

      - повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению образовательного процесса;

      - обмен опытом между членами педагогического коллектива гимназии.

    Функции методической работы гимназии представлены в их содержании: информационная, аналитическая, планово-прогностическая, проектировочная, организационно-координационная, обучающая и контрольно-диагностическая.

    Задачи методической работы гимназии:

    - установка нормативных требований к обучающей деятельности педагога и обучающегося;

    - определение методов, методических средств и организационных форм взаимодействия педагога и ученика, наиболее полно отвечающих задачам обучения конкретной образовательной области;

    - обеспечение педагогам возможности постоянного обновления теоретических и методических знаний;

    - создание условий для повышения профессионального мастерства и обмена передовым педагогическим и методическим опытом.

    Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью гимназии в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива гимназии.

    Содержание методической работы в гимназии определяется на основании уровня профессиональной компетентности педагогов, основных направлений развития гимназии и образовательной ситуацией в образовании в целом и разработано в соответствии с показателями основных компонентов профессиональной компетентности педагогов: дидактического (знание ряда ведущих дидактических концепций), психолого-педагогического, методического, технологического (технического) и коммуникативного.

    Достаточно важным компонентом методической работы гимназии являются формы организации методической деятельности, наиболее эффективные из которых:

    - локальные (внутри гимназии): семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации, защита конспектов учебных занятий, взаимопосещения, анализ и самоанализ урочной деятельности, творческие отчеты, методические совещания, вебинары и др.;

    - интерактивные (между гимназией и другими образовательными учреждениями): психолого-педагогические проблемные семинары, деловые и ролевые игры, конкурсы педагогов, неформальные объединения педагогов, педагогические клубы и др.

    В МАОУ гимназии № 29 г.Томска используется модель методической службы на основе образовательных областей, индивидуализации и дифференциации (далее - Модель). В гимназии созданы методические объединения на предметной основе в зависимости от педагогического состава гимназии. Планирует, координирует всю работу и организует методические мероприятия на уровне гимназии методический совет, который совместно с Советом по качеству образования в гимназии диагностирует проблемы педагогов, планирует формы повышения квалификации и помогает педагогам определиться с выбором программы, которая им необходима. Также в гимназии создана Школа молодого учителя, где организована работа в парах наставничества.

    Использование в Модели подходов, основанных на принципе индивидуализации методической поддержки педагогов (индивидуальный образовательный маршрут педагога), позволяет сократить обилие методических мероприятий. Каждый педагог активно занимается самообразованием. В этой связи он составляет собственную программу: изучение литературы, посещение семинаров, практикумов, разработка методических материалов и т.д. Методический совет совместно с Советом по качеству образования через диагностику выявляет запросы и потребности педагогов и организует консультации, семинары, конференции, «круглые столы», мастер-классы и др. В конце учебного года каждый педагог самостоятельно проводит самодиагностику своей деятельности и представляет ее на заседании методических объединений в форме презентации своего опыта.

    Также в нашей Модели используется элементы модели на основе дифференциации. В этой связи в гимназии организована Школа педагогического опыта, что расширяет возможности профессионального роста педагогов (и молодых, и опытных). В гимназии еще создаются временные творческие группы (временные проектные группы), которые рассматривают наиболее актуальные проблемы образования, разрабатывают методический инструментарий для повышения качества образовательного процесса. Обязательным условием в Модели является взаимосвязь всех органов управления системы методического сопровождения общешкольными мероприятиями, специально организованными «круглыми столами», семинарами по обмену опытом, декадами, вебинарами и др. Программа методического сопровождения для классных руководителей реализуется через методическое объединение классных руководителей. Для системного управления воспитательной работой в гимназии создан Совет по воспитанию, который координирует график и режим работы всех коллективных форм педагогического общения классных руководителей.

    В гимназии созданы Рабочие группы, которые сопровождаю инновационные проекты и программы, реализуемые в рамках Программы развития гимназии. Совет по развитию поддерживает и координирует работу этих групп. Рабочие группа призваны решить актуальные задачи содержательно - методического, диагностического, контрольно - оценочного характера в рамках реализуемых инновационных проектов и программ. Возглавляют Рабочие группы опытные педагоги и члены администрации, которые не только имеют собственный интересный опыт работы по данной тематике, но владеют элементами управленческого знания, умениями организационного, коммуникативного и аналитического характера. План работы каждой группы составляется на основе годового плана работы гимназии с учетом проблематики Программы развития гимназии, ее магистральных направлений. Наработанные материалы членами Рабочей группы используются в образовательном процессе гимназии, позволяют совершенствовать содержание образования, успешно применять различные педагогические технологии, диагностические методики и др.

    Системная работа по формированию методического пространства в гимназии позволяет сделать более интересной и эффективной подготовку к педагогическим советам, эффективно решать основную задачу, стоящую перед гимназией в результате выстраивания определенной модели методической службы — повышение качества учебно-воспитательного процесса и обеспечение эффективности управления процессом образования.

    Основными критериями эффективности методической работы в гимназии, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности и др.), являются характеристики самого методического процесса: системность, дифференцированность и этапность. Системность — соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы. Дифференциация предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с педагогами, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей. В гимназии выделяются три уровня педагогического мастерства: низкий (интуитивный), средний (поисковый), высокий (мастерский). Этапность – показатель эффективности методической работы. Процесс методической работы включает в себя определенные последовательные этапы:

    1. - 1 этап – теоретический – осознание идеи, осмысление передовых систем;

      - 2 этап – методический – показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы;

      - 3 этап – практический – самостоятельная разработка и апробация педагогами новых технологий обучения и воспитания;

      - 4 этап – аналитический – выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения.

    В Модели методической службы гимназии используются различные формы работы:

    Направление работы

    Формы работы

    1.

    Формы методической работы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических и администрации гимназии.

    - курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);

    - обучающие семинары;

    - практико — ориентированные семинары;

    - участие в работе сетевых сообществ Интернета;

    - научно - методические конференции;

    - «круглые столы»;

    - мастер-классы;

    - деловые игры;

    - единые методические дни по учебным дисциплинам;

    - методическое издание (буклеты, газеты, журналы и др.);

    - самообразовательная деятельность педагога по индивидуальной методической теме;

    - наставничество;

    - индивидуальная методическая помощь;

    - стажировки;

    - работа над личной методической темой;

    - инновационная работа;

    - экспертиза результатов педагогической деятельности;

    - диагностика затруднений;

    - творческие отчеты;

    - семинары — практикумы;

    - фестивали педагогических инноваций и др.

    2.

    Формы методической работы, направленные на получение, обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности.

    - инновационная работа;

    - разработка авторских программ, учебно-методических комплексов;

    - разработка методических рекомендаций по реализации содержания учебной программы;

    - работа в творческих группах;

    - работа в Рабочих группах;

    - научно-практические конференции;

    - фестивали педагогических технологий;

    - открытые уроки;

    - мастер-классы;

    - творческие отчёты;

    - конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;

    - презентации авторских разработок (авторских, адаптированных программ, элективных курсов);

    - публикации авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов уроков, сценариев мероприятий и др.;

    - печатные издания гимназии, в том числе на электронных носителях и др.

    3.

    Формы информационно - методической работы.

    - изучение информационных и методических запросов педагогических кадров;

    - формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно-методической литературы;

    - обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями;

    - создание банков программ, авторских разработок;

    - создание картотеки, например, программ элективных курсов, электронных ресурсов;

    - разработка памяток и рекомендаций по проведению анализов педагогической и управленческой деятельности по различным направлениям;

    - организации научно-методической и инновационной работы;

    - размещение информации о деятельности методической службы гимназии на официальном сайте;

    - освещение деятельности педагогов в СМИ, школьной газете «29 квартал» и др.

    По широте одновременного охвата методической работой ее формы делятся на коллективные и индивидуальные:

    Коллективные формы:

    Индивидуальные формы:

    семинары, практикумы, научно-практические конференции, предметные методические объединения, Школа передового опыта, временные творческие учителей, Рабочие группы, методический кабинет гимназии

    индивидуальные консультации, наставничество, стажировка, работа над личной методической (творческой) темой, индивидуальное самообразование


    В гимназии на основании Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.07.2022 № 582 "Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ" (Зарегистрирован 22.08.2022 № 69724) утвержден перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ:

    1. Рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля.

    2. Журнал учета успеваемости.

    3. Журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность).

    4. План воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководства).

    5. Характеристика на обучающегося (по запросу).

    Методическая тема на 2023 — 2028г.г.:

    «Качество урока и внеурочной деятельности как условие для достижения высокого образовательного результата школьника».

    Цель: повышение качества образовательных результатов обучающихся, результативности урока и качества внеурочной деятельности в МАОУ гимназии № 29 г.Томска за счет совершенствования образовательной среды гимназии в соответствии с требованиями законодательства, с учетом потребностей социума и участников образовательных отношений.

    Задачи:

    1. Повышение конкурентноспособности гимназии на основе достижения высоких образовательных результатов обучающихся за счет повышения качества урока и внеурочной деятельности.2. Обеспечение высокого качества образования, максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, запросов семьи, общества и государства.

    3. Создание системы формирующего оценивания и формирования познавательной деятельности обучающихся, обеспечивающей рост образовательных результатов учеников.

    4. Совершенствование системы внеурочной деятельности, направленной на повышение образовательных результатов.

    5. Разработка и внедрение в учебно – воспитательный процесс комплекса программ общего и дополнительного образования, позволяющих осуществить системный подход к организации реального процесса, ориентированного на формирование у обучающихся различного типа компетенций.

    6. Создание эффективной системы воспитательной работы с приоритетом духовно — нравственной и патриотической направленности путем внедрения современных воспитательных технологий, развития социальных практик, ученического самоуправления, волонтерского движения, детских и молодежных общественных объединений, повышения результативности классных часов и внеурочной деятельности.

    7. Создание эффективной системы воспитательной работы с приоритетом духовно — нравственной и патриотической направленности путем внедрения современных воспитательных технологий, развития социальных практик, ученического самоуправления, волонтерского движения, детских и молодежных общественных объединений, повышения результативности классных часов и внеурочной деятельности.

    8. Совершенствование системы персонифицированного профессионального развития педагогов и членов административного совета гимназии, обеспечивающей рост их педагогического и управленческого мастерства средствами методической и инновационной работы.

    9. Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого обучающегося, поиск и поддержка способных и одаренных детей.

    10. Совершенствование управляющей системы гимназии за счет дальнейшего развития органов государственно — общественного управления, увеличения количества участников управленческой деятельности, внедрения командных и проектных способов управления.

    11. Развитие системы независимой оценки качества образования и внутренней системы оценки качества образования.

    12. Модернизация системы внутришкольного контроля и промежуточной аттестации обучающихся с приоритетом на достижение высоких учебных результатов и качество урока, внедрение современных форм аттестации.

    13. Расширение и углубление образовательного партнерства для усиления потенциала гимназии, создание эффективной системы работы с родителями, направленной на продуктивную совместную деятельность по повышению образовательных результатов школьников.

    14. Дальнейшее совершенствование цифровой среды гимназии для расширения возможностей образовательного процесса и развития педагогических кадров.

    15. Формирование системы психолого — педагогического сопровождения участников образовательных отношений.

    16. Создание эффективной системы профориентации обучающихся гимназии.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике