МАОУ гимназия №29 г. Томска
Томск
  • Доступная среда

    "Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб".
    В.В. Путин

        Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России реализуются Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
        В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
    а) инвалиды с поражением опорно — двигательного аппарата. Включая инвалидов, использующих кресла — коляски;
    б) инвалиды с нарушением зрения и слуха;
    в) лица преклонного возраста (60 и старше лет);
    г)  временно нетрудоспособные;
    д) беременные женщины;
    е) люди с детскими колясками;
    ж) дети дошкольного возраста.
        Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
        Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
        В МАОУ гимназии № 29 г.Томска проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом. Цель данной работы - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому гимназия принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Администрация и педагогический персонал  учатся работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле.
        Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги уделяют огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда в гимназии обеспечивает возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное  - способствует развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги моделируют развивающую среду, исходя из возможностей учеников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
    При организации предметно-развивающей среды учитываются:
    а) закономерности психического развития;
    б) показатели здоровья школьников;
    в) психолого — физиологические особенности;
    г) уровень общего развития;
    д) коммуникативные особенности и речевое развитие;
    е) эмоциональное благополучие.
        В соответствии с требованиями ФГОС по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в гимназии способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС. При построении коррекционной образовательной среды в гимназии для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
    1. Принцип развития - взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
    2. Принцип природособразности воспитания - соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
    3. Принцип психологической комфортности - создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность детей с ОВЗ; обеспечение ребенку положительного «эмоционального самочувствия».
    4. Принцип взаимодействия - установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, их родители (законные представители); педагог как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
    5. Принцип доверительного сотрудничества - отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
    6. Принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
    7. Принцип здоровьесберегающий - забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
        В МАОУ гимназии № 29 г.Томска присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС) является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
    Предоставление услуг на объекте МАОУ гимназии № 29 г.Томска:
    1.Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - на входной группе.
    2. Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - отсутствуют.
    3. Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.
    4. Предоставление услуг в дистанционном режиме - предоставляются.
    5. Предоставление услуг по месту жительства инвалида - предоставляются.
    Создание специальных условий для отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов включает в себя различные мероприятия, которые направлены на обеспечение доступности  программ:
    1. Нормативное правовое регулирование. Утверждение Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в организациях отдыха детей и их оздоровления, а также оказания им при этом необходимой помощи.
          2. Создание условий для проведения инклюзивных смен. В планах на 2023–2025 годы — ежегодно проводить не менее 200 инклюзивных смен, в том числе в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».
          3. Создание безбарьерной среды. К 2030 году планируется, что условия для организации отдыха и оздоровления будут созданы для не менее 30% детей-инвалидов и детей с ОВЗ от общего числа детей данной категории школьного возраста.
          4. Развитие информационного пространства. Обеспечение размещения на сайтах организаций отдыха детей и их оздоровления в интернете информации об условиях, которые созданы для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
          5. Разработка единого реестра. В нём будут указаны организации отдыха детей и их оздоровления, в которых созданы необходимые материально-технические и кадровые условия для отдыха и оздоровления детей с ОВЗ и инвалидностью.
    Правовую основу организации отдыха и оздоровления детей с ОВЗ и детей-инвалидов составляют:
    - Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
    - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и другие.

    Система обеспечения безопасности жизни и здоровья детей с ОВЗ и детей – инвалидов, сохранение психического и физического здоровья школьников в период отдыха является важной задачей в деятельности МАОУ гимназии № 29 г.Томска.   Объектом организации является состояние охраны труда на рабочем месте детей с ОВЗ и детей – инвалидов (в учебном кабинете, спортивном зале и ином месте нахождения детей во время отдыха), а также на всей территории образовательного учреждения.
    Планирование и проведение работы по охране здоровья детей с ОВЗ и детей – инвалидов  осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
    Медицинское обслуживание детей с ОВЗ и детей – инвалидов  в МАОУ гимназии № 29 г.Томска  осуществляется медицинской сестрой и  врачом-педиатром,  которые  осуществляют контроль за здоровьем школьников,  дают направления к врачам узких специальностей, а также на прививки. Медицинские работники анализируют состояние здоровья детей с ОВЗ и детей – инвалидов, организуют профилактические осмотры обучающихся, консультативную помощь, организуют работу по гигиеническому воспитанию учеников и их родителей (законных представителей), занимаются иммунопрофилактикой и др. При возникновении эпидемии или в связи с карантином в гимназии медицинские работники разрабатывают план профилактических мероприятий и строго его выполняют.
    В МАОУ гимназии № 29 г.Томска  имеется медицинский блок, который состоит из кабинета врача, процедурного кабинета и раздевалки для медицинского персонала. Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей с ОВЗ и детей – инвалидов.  За последние пять лет медицинский кабинет был полностью укомплектован необходимым медицинским оборудованием, что позволило подготовить пакет документов для лицензирования. В 2019 году медицинский кабинет гимназии прошел процедуру лицензирования (серия ЛО-70 № 0002678).
    Для оздоровления  детей с ОВЗ и детей – инвалидов  в гимназии используются бактерицидные рециркуляторы для очистки воздуха.
    В МАОУ гимназии № 29 г.Томска с целью охраны  здоровья детей с ОВЗ и детей – инвалидов проводятся следующее мероприятия:
    - проведение профилактических осмотров;
    - мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;  
    - осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием обучающихся;
    - обеспечение контроля за уровнем заболеваемости учеников;  
    - обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием гимназии;
    - осуществление контроля за физическим,  гигиеническим воспитанием обучающихся;
    - осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
    Состояние и содержание территории, здания, помещений  гимназии соответствует  требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил.
    Управляющим органом охраны труда и ответственным за обеспечение безопасности  образовательного процесса является директор МАОУ гимназии № 29 г.Томска, который действует в соответствии с законами Российской Федерации и Трудовым Кодексом.  Организация, координация и контроль работы по охране труда и обеспечение безопасности образовательного процесса в МАОУ гимназии № 29  г.Томска  осуществляет Служба охраны труда гимназии.  
    В МАОУ гимназии № 29 г.Томска создана Система управления охраной труда, которая является составной частью общей системы управления гимназией, обеспечивающая соответствие условий труда требованиям охраны труда, установленным законодательством Российской Федерации об охране труда, направленная на непрерывное совершенствование деятельности гимназии по безопасности и гигиене труда, на снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, и представляет собой набор взаимодействующих между  собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.
    В Системе управления охраной труда участвуют все работники гимназии: администрация, педагогические работники, учебно – вспомогательный персонал, младший обслуживающий персонал, функциональные обязанности которых установлены приказом директора, Правилами техники безопасности, положениями, инструкциями и другими локальными актами. Внедрение мероприятий Системы управления охраной труда способствует обеспечению надлежащих здоровьесберегающих условий образовательного процесса.  Важным функциональным составляющим организационных мероприятий является планирование работы по охране труда на каждый учебный год с разбивкой на квартал и месяц. Периодически, 1 раз в шесть  месяцев, директор гимназии и председатель профкома проверяют ход выполнения соглашения по охране труда с оформлением акта проверки. Результаты доводят до работников МАОУ гимназии № 29 г.Томска.
    В гимназии разработана программа производственного контроля, создана Комиссия по общему и частному осмотру здания, Комиссия по охране труда. Члены данных Комиссий регулярно проводят осмотр здания и помещений гимназии, анализируют состояние гимназии в целом в рамках требований охраны труда и техники безопасности и санитарно – гигиенических норм. В гимназии была проведена большая работа по озеленению кабинетов гимназии, проведена аттестация 47 рабочих мест.  
    В гимназии организовано психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей – инвалидов: создана психологическая служба, работает психолого-педагогический консилиум.
    Гимназия активно сотрудничает с ЗАО «Центр семейной медицины», МЛПМУ «Детская городская больница № 2» в части медицинских осмотров  сотрудников и профилактических мероприятий для детей с ОВЗ и детей – инвалидов (встречи с узкими специалистами на внеклассных мероприятиях, профориентационная работа и др.).

    Информация об условиях питания детей с ОВЗ и детей — инвалидов.

     Здоровое питание является неотъемлемой частью повседневной жизни и способствует крепкому физиологическому, психическому и социальному здоровью человека. Качественное питание обеспечивается путем потребления безопасных пищевых продуктов в рамках сбалансированной диеты, в результате чего полностью удовлетворяются потребности нашего организма в питательных веществах. Между питанием детей с ОВЗ и детей – инвалидов и результатами обучения существует тесная связь. Здоровое питание напрямую влияет на уровень достижения детьми с ОВЗ и с инвалидностью полноценного физического и умственного развития, на  здоровье. Если дети с ОВЗ и дети – инвалиды не получают полноценного питания, то они не смогут  хорошо учиться в школе, будут часто пропускать занятия по причине плохого самочувствия. Правильное питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике большого количества заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости детей с ОВЗ и детей - инвалидов, их гармоничному физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде и оказывает существенное влияние на формирование и состояние здоровья человека на протяжении всей его последующей жизни. Достаточная обеспеченность ребенка с ОВЗ и детей – инвалидов всеми пищевыми ингредиентами, витаминами, макро и микроэлементами улучшает состояние иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к отрицательным факторам окружающей среды.

     На сегодняшний день гимназия располагает удобной школьной столовой, обслуживание в которой на высоком уровне осуществляется работниками индивидуального предпринимателя Ляпко Ирины Геннадьевны, успешно работающей на рынке услуг по организации школьного питания  более 20 лет. По типу столовых наша относится к закрытому, с полным циклом производства, обслуживает учеников, в том числе с ОВЗ и детей – инвалидов, гимназии 6 дней в неделю. Организация и рацион питания обучающихся согласуется с органами Роспотребнадзора.  На сегодняшний день  в гимназии организовано горячее групповое  питание и питание по свободному меню  для 100 %  обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Ученики 1-4 классов с ОВЗ завтракают или обедают вместе со своим классом в соответствии с графиком питания класса, их меню не отличается от меню одноклассников. Второй приём пищи детей с ОВЗ осуществляется до или после уроков (в зависимости от смены обучения ребенка) по отдельному меню, которое можно посмотреть на сайте МАОУ гимназии № 29 г.Томска в разделе «Школьное питание. Меню». Дети с ОВЗ, обучающиеся в 5-11 классах, также питаются дважды в день. Меню учеников, имеющих сахарный диабет, корректируется в соответствии с рекомендациями врача-эндокринолога.

    Для большего охвата питанием  обучающихся, в том числе с ОВЗ и детей – инвалидов, в столовой работает буфет, где можно купить  кондитерские и кулинарные  изделия, фрукты, соки и др.

    Встоловой созданы  условия  санитарно-гигиенической безопасности питания: мытье рук теплой водой с мылом,  электросушилки, наличие салфеток на столах и др. Обеденный зал оборудован столовой мебелью с покрытием, позволяющим проводить их обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

    В связи с введением бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование, в гимназии изменился график приёма пищи для обучающихся. Теперь ученики завтракают в столовой в несколько потоков и строго по графику: в первой смене на переменах после первого, второго (1 и 4 классы), третьего (5 и 9 классы) уроков и обедают после четвертого (10 – 11 классы) урока; во второй смене обедают на переменах перед первым (2 классы), после первого (3 классы), второго (6 и 7 классы) и третьего уроков (8 классы). Между сменами ученики могут дополнительно пообедать с 12-30ч. до 14-30ч.

    Впомещении столовой на стенде вывешивается ежедневное меню, заверенное директором гимназии и заведующей производством, состоящее из завтрака, обеда и дополнительных блюд,  обеспечивающее разнообразие горячего питания школьников. В недельном меню чередуются дни рыбных, мясных, блюд из курицы, печени, творожных, молочных и др., что позволяет в питании соблюдать сбалансированность.  Питание детей с ОВЗ и инвалидностью в гимназии соответствует принципам щадящего питания, предусматривающее использование определенных способов приготовления блюд: варка, приготовление на пару, тушение, запекание, исключены продукты с раздражающими свойствами.

    Ученикам, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, предлагаются не только мясные и рыбные блюда, но и разнообразные каши, запечённые в меде яблоки, котлеты морковные и из капусты, салаты фруктовые и овощные. Ребятам очень нравятся витаминные напитки, кисели и желе с использованием ягод: брусники, клюквы, облепихи, голубики, вишни, черники, клубники и шиповника.

    Помещение столовой и пищеблока содержаться в состоянии, соответствующем санитарным нормам, в соответствии с режимом осуществляются все гигиенические процедуры: нормы закладки продуктов соблюдаются; салаты и выпечка по весу соответствуют требованиям; молочные продукты, мясо птицы, мясные продукты, рыба хранятся в отдельных холодильниках;  на всю продукцию имеются в наличии сертификаты качества.  На пищеблоке столовой все оборудование, инвентарь, обработка сырья, личная гигиена персонала, санитарное состояние и содержание производственных помещений соответствуют санитарно – эпидемиологическим требованиям.

    Для более эффективной работы школьной столовой администрация гимназии в течение многих лет в системе проводит мероприятия по  укреплению материально – технической базы и созданию условий, соответствующих санитарно – гигиеническим нормам и требованиям. В этой связи за данный период был проведен капитальный  ремонт всех помещений пищеблока столовой, заменены окна,  батареи, двери, приобретено новое современное оборудование: мармит для первых и вторых блюд,  прилавок для горячих напитков, холодильники, пароконвектомат, котел электрический, пекарский шкаф, машина протирочно – резательная, картофелечистка, мясорубка, ларь морозильный, водонагреватель проточный, посудомоечная машина, стеллаж кухонный, стеллаж для складского помещения, электрическая сковорода, вытяжная вентиляция и др.). Также в столовой оформлены три стенда и установлены три баннера о здоровой пище.

     В гимназии успешно продолжает реализовываться пилотный проект школьного питания «ИнфоШкола»,

     который позволил  создать нам систему безналичного расчета в школьной столовой.  Проект «ИнфоШкола» позволил в два раза увеличилась скорость и точность обслуживания в столовой (тех, кто пользуется свободным меню), делать предварительные заказы. У родителей учеников появилась возможность через сайт видеть полное меню столовой и высказывать свои пожелания. 

    Питания в гимназии организовано поставщиком питания Ляпко Ириной Геннадьевной. Данный поставщик питания обслуживает в г.Томске более 10 общеобразовательных учреждений и загородные лагеря. Ее коллектив неоднократно был награжден дипломами и грамотами за высокий уровень и качество обслуживания.

    Работники Ляпко И.Г. организуют питание в гимназии с декабря 2017 года. Но даже за это небольшое время  все оценили высокий профессиональный уровень ее коллектива. Поэтому в Книге отзывов и предложений для Ляпко И.Г. и ее коллектива благодарные  работники гимназии и родители учеников пишут слова признательности за высокое качество питания. Известно, что хорошо спланированные и успешно реализованные школьные программы здорового питания позитивно влияют на привычки обучающихся в еде. Поэтому в 2012 году мы разработали  комплексную целевую программу  «Здоровое питание», целями которой является разработка  модели организации здорового питания школьников, создающей условия всем  участникам образовательного процесса для приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровое и рациональное питание. В программе  мы исходим  из того, что главными принципами работы по реорганизации системы питания школьников  в гимназии должны стать:

    - повышение качества школьного питания

    - внедрения новых технологий приготовления блюд;

    - построение эффективного управления и контроля системы школьного питания;

    -пропаганда и обучение в области здорового питания. Педагоги гимназии в рамках программы проводили с учениками различные классные часы: «Физиология питания»,  «Как сохранить здоровье  и правильно питаться», «Секреты здорового питания» и др. Кроме того, в гимназии проводились конкурсы рисунков «Моё любимое блюдо», «Мусорная еда», «Сервировка стола», театрализованные представления «История происхождения овощей», «Будь здоров без докторов!», диспуты «Что будет с Вашим организмом, если есть непитательную пищу», игры – кругосветки «Две недели в лагере здоровья» и др. Тема здорового питания освещалась в газете гимназии  «29 КВАРТАЛ» в статье «Семь золотых правил приема пищи». Для пропаганды здорового питания на официальном сайте гимназии сделана папка «Школьное питание», в которой можно найти интересные и полезные сведения о работе гимназии по данному направлению. Здесь представлены локальные акты гимназии, проекты и исследования учеников, комплексная целевая программа «Здоровое питание», методические материалы педагогов, проект «Инфо – Школа» (безналичная система расчета в столовой), материалы дистанционного конкурса «Кулинарные путешествия» и фотогалерея.

    С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Поэтому на родительских собраниях мы постоянно рассматриваем вопросы правильного питания учеников начальной школы, учеников основной школы и старшеклассников во время подготовки к государственной итоговой аттестации, вовлекаем родителей в разработку совместных с учениками проектов по здоровому питанию, в интеллектуальные игры и др.

    Системная работа коллектива гимназии позволила решить ряд важных задач по организации питания обучающихся и достичь следующих положительных результатов:

    - 100% охват горячим питанием учеников гимназии по результатам проведенных исследований;

    - обеспечение соответствия питания учеников в гимназии установленным  нормам  и стандартам СанПиН, региональным, экологическим, социальным и культурным особенностям;

    -обеспечение ассортиментного разнообразия школьного питания;

    - обеспечение доступности школьного питания;

    - приведение в соответствии с современными требованиями и нормами СанПиН материально – технической базы пищеблока столовой (100 % замена технологического оборудования);

    - повышение доли обучающихся, имеющей установку на здоровый образ жизни (с 40% 2012 года до 85% 2025 года);

      - вовлечение родителей учеников в процесс расширения знаний о правилах питания, направленных на укрепление и сохранение здоровья ребенка и собственного;

    - снижение риска развития у учеников желудочно-кишечных заболеваний в период обучения в гимназии.

    Для расширения и углубления знаний школьников о правилах питания, формирования у учеников представлений о правилах этикета, связанных с питанием, понимания того, что навыки этикета являются частью общей культуры человека, выработки у ребят позитивных установок, позволяющих приобщиться к здоровому питанию, педагоги на уроках биологии, ОБЖ, химии, технологии применяли  различные формы обучения при изучении тем, связанных с питанием человека (дискуссии, дебаты, ролевые игры и др.).

    Именно в школьном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. Поэтому коллектив гимназии будет активно продолжать работу по совершенствованию системы организации питания учеников гимназии, дополнять уже созданную модель организации питания новыми направлениями и мероприятиями.

    Условий для хранения лекарственных препаратов и специализированных продуктов лечебного питания в МАОУ гимназии № 29 г.Томска нет.

    Согласно требованиям СанПиН 2024, есть несколько правил хранения лекарственных препаратов для медицинского применения в образовательной организации:
          1. Температурный режим. Лекарственные средства и перевязочные материалы должны храниться при температуре от +15 до +25 градусов. Недопустимо, чтобы аптечка находилась возле источников тепла, таких как батареи или прямое солнечное освещение.
          2. Влажность и защита от влаги. Аптечка должна храниться в сухом месте, где минимален риск попадания воды или повышенной влажности воздуха.
          3. Регулярный контроль и обновление содержимого. Необходимо следить за сроком годности лекарственных препаратов и других материалов. Специалисты, ответственные за аптечку, обязаны регулярно проверять наличие всех средств, а также заменять те, у которых истёк срок годности.
          4. Доступность для взрослых, недоступность для детей. Аптечка должна быть расположена таким образом, чтобы дети не могли случайно или намеренно получить к ней доступ. Однако при этом она должна быть легко доступна для взрослых — учителей, медперсонала и других сотрудников образовательной организации.
          5. Организация и маркировка. Все препараты и инструменты должны быть чётко маркированы и лежать в строгом порядке.
          6. Мобильные аптечки. В некоторых случаях может потребоваться наличие мобильных аптечек, которые можно легко взять с собой. Например, для выездных мероприятий: экскурсии, спортивные соревнования, походы и др.
               Также важно, чтобы условия хранения соответствовали требованиям, указанным в нормативной документации, составляющей регистрационное досье лекарственного препарата, инструкции по медицинскому применению и на упаковке препарата.
               Хранение лекарственных средств в образовательной организации регламентируют следующие нормативные документы:
          1. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». В нём определён перечень субъектов, которые осуществляют хранение лекарственных средств, и установлены отдельные нормы хранения наркотических, психотропных и радиофармацевтических препаратов.
          2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 августа 2010 г. №706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств». Документ устанавливает требования к помещениям для хранения лекарственных средств и регламентирует условия хранения.
          3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 августа 2016 г. №646н «Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения».
                Создание отдельного (диетического) меню для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется, так как заявлений от родителей (законных представителей) обучающихся о предоставлении диетического питания не поступало. Для организации индивидуального питания детей с ОВЗ и детей-инвалидов родители (законные представители) могут обратиться к руководителю  лагеря.
    Для хранения лекарственных препаратов и специализированных продуктов лечебного питания  в медицинском кабинете гимназии имеется холодильник с контролем температуры.

    Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ОВЗ.

    Учебные кабинеты МАОУ гимназии № 29 г.Томска – это учебные помещения, оснащенные наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с обучающимися, методическая работа по предмету. На стенах учебных кабинетов размещены таблицы с материалом, висят информационные стенды. Учебные кабинеты гимназии оборудованы системой затемнения, в кабинетах повышенной опасности имеются стенды по охране труда. Во всех учебных кабинетах висят бытовые градусники. Обеспечение качества образования, соответствующего современным требованиям, предполагает наличие в гимназии модернизированной ресурсной базы, в основе которой лежит уровень оборудования, оснащения и укомплектованности предметных кабинетов, их эстетический вид. Учебные кабинеты гимназии укомплектованы удобной современной мебелью, оптимально зонированы, эстетично и гармонично оформлены, оснащены современным оборудованием, техникой. Все это позволяет учителю осуществлять преподавание учебного предмета в соответствии с современными требованиями, способствовать дальнейшей успешной образовательной траектории и социализации обучающихся. Все учебные кабинеты гимназии отличает рациональная организация всех рабочих зон: рабочих мест учеников, рабочего места учителя, экспозиционной, демонстрационной зон, зоны хранения средств обучения. В гимназии 47 учебных помещений, где зоны чётки распределены: есть рабочий стол учителя с компьютером и централизованным управлением интерактивной доски, проектора, звукового оформления; основные рабочие места обучающихся; зона интерактивного поиска информации или контроля знаний (ноутбук с выходом в Интернет); литературно - справочная зона с наличием разных лингвистических и литературоведческих словарей и пособий, которые обучающиеся используют в процессе урока, когда необходимо посмотреть, как пишется, произносится слово или что оно обозначает. Наличие этой базы помогает ученикам в подготовке к олимпиадам по учебным предметам, при отработке упущенных тем. Учебные кабинеты оформлены и оснащены так, что обучающиеся и педагоги имеют возможность постоянного оперативного общения с большим количеством дидактических материалов: тестовыми заданиями, карточками для отработки тем и др. Все эти материалы в учебных кабинетах систематизированы по классам, предметам и темам, что дает возможность учителю быстро найти необходимый материал. Особое внимание следует уделить роли мультимедийного оборудования в учебном процессе, работа с которым существенно помогает учёбе. Для учителя мультимедийное оборудование – это хорошее подспорье, позволяющее повышать интерес обучающегося к преподаваемому предмету. Интерактивное устройство используется педагогами гимназии на уроках при групповой и фронтальной работе, оно позволяет разнообразить изучение предмета. Учитель имеет возможность давать материал лекционно, одновременно используя видео и аудио материалы, текст, обучающие программы, тренажёры, Интернет-ресурсы и т.д. Наличие в учебных кабинетах гимназии современного учебного оборудования и интерактивных устройств влияет на процесс обучения, позволяет организовать его на качественно новом уровне, при котором реализуются важные принципы: наглядность, доступность, систематичность, последовательность и сознательность. Восприятие учебного материала учеником проходит более активно, повышается его внимание, интерес к предмету, яркие моменты урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Каждое средство обучения в учебных кабинетах гимназии имеет свои функции, свои возможности в деле организации учебного процесса, свои педагогические и технические границы использования. Всё это способствует модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность обучающихся, повышая интерес к предмету и, как следствие, повышает качество обучения.

    В МАОУ гимназии № 29 г.Томска имеется кабинет труда, в котором проводятся занятия для обучающихся 5 — 9 классов по учебному предмету «Труд». Кабинет труда состоит из двух мастерских: для мальчиков и для девочек. Мастерские кабинета труда для мальчиков - это специально оборудованные помещения для обучения учеников обработке материалов ручными инструментами и на станках, монтажным и демонтажным работам и др. Здесь проводятся занятия для мальчиков по обработке древесины и по обработке металлов. Мастерская кабинета труда для девочек — это специально оборудованные помещения, где изготовляются модели, макеты, различные учебные пособия. Здесь девочки изучают швейное дело. Мастерские для мальчиков и для девочек оборудованы в соответствии с задачами, которые решаются в процессе трудового обучения школьников. В мастерской для мальчиков проводятся занятия в для девочек - швейное дело. Первоначальные трудовые навыки и умения на уроках технологии в мастерских формируются в процессе фронтальной работы группы, когда все ученики выполняют одно и то же задание. Для этого в каждой мастерской оборудованы одинаковые ученические рабочие места. В мастерской для мальчиков установлено интерактивное оборудование, шкафы для хранения инвентаря, стол для учителя персональный компьютер, слесарные и столярные верстаки. На верстаках имеются зажимные устройства и приспособления для обработки различных материалов. В кабинете труда имеется специальное помещение для хранения расходных материалов для занятий, установлено деревообрабатывающее оборудование (дисковая пила), на котором работает только учитель труда. В мастерской для девочек имеются швейные машинки, специальные столы, мягкие стулья, стол для раскроя, гладильная доска, шкафы для хранения инвентаря, учительский стол, персональный компьютер, мультимедийное оборудование и др. Мастерские расположены на 1 этаже гимназии. Окна оборудованы светозащитными жалюзи. В мастерской есть силовая сеть для станочного оборудования. Во вспомогательном помещении установлен электрораспределительный щит с рубильниками для каждой мастерской и соответствующие предохранители. Оборудование и оснащение мастерских для мальчиков и для девочек организовано в строгом соответствии с требованиями действующих ФГОС, санитарно-гигиеническими, противопожарными нормами и правилами, инструкциями по охране труда, а также с учетом примерных основных образовательных программ и рабочих программ по технологии. Мастерские гимназии укомплектованы оборудованием, техническими средствами обучения, необходимыми для реализации образовательных программ, в соответствии с требованиями действующих ФГОС, а также с учетом примерных основных образовательных программ и рабочих программ по технологии.

    Условия для занятий физкультурой и спортом для детей с ОВЗ и детей — инвалидов.

    В МАОУ гимназии № 29 г.Томска большое внимание уделяется развитию и совершенствованию физических качеств обучающихся. Внедрение физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья и обеспечения активного отдыха обучающихся требует широкого использования имеющихся резервов для привлечения всех учеников к систематическим физическим занятиям во внеурочное время. Тесно связанная с уроками физической культуры внеклассная работа открывает большой простор для повышения общефизической и спортивной подготовки школьников, развития у них устойчивого интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Укреплять здоровье и формировать уверенность в жизненных силах помогают гимназистам учителя физической культуры. Спортивно-оздоровительная деятельность в гимназии направлена на формирование у обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогов осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также на профилактику вредных привычек, охват максимального количества обучающихся гимназии оздоровительными мероприятиями. В целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта в МАОУ гимназии № 29 г.Томска был создан Школьный спортивный клуб «Олимп» (далее - ШСК). Для работы данного клуба было разработано положение «О Совете школьного спортивного клуба», изданы приказы о создании ШСК, о назначении руководителя ШСК, разработаны календарный план спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, план работы Совета ШСК, план спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, структура Совета школьного спортивного клуба и структура ШСК и др. Школьный спортивный клуб развернул активную деятельность по привлечению учеников гимназии к спорту и здоровому образу жизни и решению важных задач физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности: привлечение учеников к регулярным занятиям физической культурой и спортом; формирование здорового образа жизни; повышение уровня физического развития детей; организация занятий в спортивных секциях; проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. С этой целью они организовали в гимназии различные спортивные секции – объединения гимназистов, учителей, сотрудников гимназии, пропагандирующие здоровый образ жизни, формирующие физическую культуру участников образовательного процесса посредством расширения двигательной активности по разным видам спорта и использования ее в качестве средств укрепления здоровья и формирования творческих основ образа жизни. В секциях на высоком профессиональном уровне проводятся занятия по волейболу, баскетболу, настольному теннису, шахматам, хореографии, а также индивидуальные занятия по физической культуре. Численность обучающихся гимназии, занимающихся спортом, из года в год стабильна. Для реализации программ спортивно – оздоровительной направленности в гимназии создана соответствующая материальная база: большой спортивный зал, два малых спортивных зала, зал хореографии, раздевалки для девочек и мальчиков, снарядная, тренерская, медицинский кабинет, баскетбольные мячи, волейбольные мячи, футбольные мячи, теннисные столы, фитболы, маты, обручи, палки гимнастические, конь гимнастический, козел гимнастический, бревно гимнастическое, мостик подкидной, коврики гимнастические, канат для лазания, канат для перетягивания, перекладина подвесная, скакалки, шведская стенка, стойки с волейбольной сеткой, стойки с баскетбольной сеткой, стенка гимнастическая, скамейка гимнастическая, инвентарь, шахматные доски, лыжи, компьютеры и др. На территории гимназии оборудован стадион, волейбольная площадка с искусственным покрытием, баскетбольная площадка.

    Федеральным законом от 13 июня 2023 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» статья 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнен частью 7, согласно которой до занятий физической культурой допускаются обучающиеся на основании сведений, содержащихся в заключении медицинской организации, выданном по результатам проведенных профилактических медицинских осмотров обучающихся, осуществляемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья. К основной медицинской группе для занятий физической культурой (I группа) относятся несовершеннолетние: без нарушений состояния здоровья и физического развития; с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Отнесенным к основной медицинской группе несовершеннолетним разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой (II группа) относятся несовершеннолетние: имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные; входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний); с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3 - 5 лет. Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений. Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательной организации или в домашних условиях. Специальная медицинская группа для занятий физической культурой делится на две подгруппы: специальную «А» и специальную «Б». К специальной подгруппе «А» (III группа) относятся несовершеннолетние: с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера; с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок. Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии). При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой. К специальной подгруппе «Б» (IV группа) относятся несовершеннолетние, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия. Отнесенным к этой группе несовершеннолетним рекомендуются в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом (инструктором) по лечебной физкультуре медицинской организации. Информация об отнесении обучающихся к медицинским группам для занятий физической культурой медицинским работником вносится в Листок здоровья Журнала учета успеваемости на текущий учебный год (далее - Листок здоровья). С Листком здоровья классный руководитель и учитель физической культуры (учитель адаптивной физической культуры) знакомятся под подпись. Таким образом, при вступлении в законную силу изменений, внесенных в статью 41 Закона об образовании, дополнительного предоставления медицинских заключений всем обучающимся не потребуется. В случае, если у родителя (законного представителя) обучающегося отсутствуют сведения о прохождении ребенком профилактического медицинского осмотра, он может уточнить данные сведения у участкового педиатра в медицинской организации, к которой ребенок прикреплен на медицинское обслуживание. Если при заполнении Листка здоровья выявлен ребенок, не прошедший профилактический медицинский осмотр, классный руководитель сообщает родителю (законному представителю) о необходимости прохождения такого осмотра до начала учебного года. Предоставление медицинского заключения дополнительно потребуется в следующих случаях: если несовершеннолетний состоит на диспансерном учете с хроническим заболеванием, медицинское заключение предоставляется родителями (законными представителями) ребенка медицинскому работнику образовательной организации после каждого диспансерного приема у врача специалиста; если ребенок не проходил профилактический медицинский осмотр в текущем году родители (законные представители) должны обратиться в медицинскую организацию, к которой ребенок прикреплен на медицинское обслуживание, для проведения профилактического медицинского осмотра; по его результатам родителю (законному представителю) ребенка будет выдано медицинское заключение, в котором будет определена медицинская группа для занятий физической культурой. Данное медицинское заключение родителю (законному представителю) необходимо предоставить медицинскому работнику образовательной организации, в которой обучается ребенок. Если в период между ежегодными профилактическими медицинскими осмотрами у несовершеннолетнего изменилось состояние здоровья: впервые выявлено заболевание, травма, развилось осложнение острого или обострение хронического заболевания, родителями (законными представителями) медицинское заключение должно быть предоставлено медицинскому работнику образовательной организации.

    Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в МАОУ гимназии № 29 г.Томска отсутствуют.

    Грамотное решение вопросов финансово – экономической деятельности МАОУ гимназии № 29 г.Томска является залогом успешного развития учреждения, так как ведет к рациональной организации работы гимназии в условиях дефицита ресурсов, к достижению высоких конечных результатов (нового качества образования и развития новой сферы образовательных услуг) с минимальными затратами. Обучение и воспитание становится осязаемым предметом при наличии хотя бы в минимальных пределах материальной базы.

    В настоящее время для обеспечения качественного образовательного процесса гимназия располагает достаточными материально – техническими ресурсами: мебель - более 2 000 единиц, оргтехника, учебное оборудование, видео-, теле-, музыкальная аппаратура – более 400 единиц и др.

    В гимназии имеются разнообразные учебные и специализированные помещения для занятий с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами: 47 учебных кабинетов, 2 административных кабинета, спортивный зал, малые спортивные залы, библиотека с помещениями для хранения учебников, медицинский кабинет, кабинет психолога, кабинет логопеда, актовый зал, студия звукозаписи, столовая с залом для приема пищи и пищеблок и др. Уютные кабинеты гимназии оформлены в едином стиле, оснащены в соответствии с учебными программами, реализуемыми в учебном процессе. Современное техническое оборудование позволяет более эффективно организовать образовательный процесс с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами. Интерьер дополняет современная мебель, учебное оборудование и изящные цветы. В специализированных кабинетах имеется комплекс компьютерных и развивающих программ. В коридорах гимназии созданы зеленые зоны, способствующие психо-эмоциональной разгрузке и эстетическому наслаждению педагогов и учеников.

    Средства обучения и воспитания в МАОУ гимназии № 29 г.Томска обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают детям с ОВЗ и детям – инвалидам материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах их обучения.

    Средства обучения и воспитания - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе МАОУ гимназии № 29 г.Томска в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и ученика, в том числе с ОВЗ и ребенка – инвалида, для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

    В МАОУ гимназии № 29 г.Томска используются следующие средства обучения и воспитания учеников, в том числе с ОВЗ и детей - инвалидов:

    1. Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал).

    2. Электронные формы учебников (ЭФУ).

    3. Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии).

    4. Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).

    5. Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).

    6. Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные).

    7. Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.).

    8. Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

    В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» гимназия подключена к доступу в сеть Интернет. В каждом компьютерном классе гимназии имеется своя локальная сеть, объединяющая компьютеры в кабинетах. Активно используются Интернет-порталы. В МАОУ гимназии № 29 г.Томска имеются следующие технические средства обучения, достаточные для организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами в соответствии с обязательными требованиями:

    Наименование

    Количество

    1

    Компьютер

    132

    2

    Интерактивные доски

    10

    3

    Ноутбук

    99

    4

    Мультимедийный проектор

    13

    5

    Копировальный аппарат

    48

    6

    Принтер (цветной)

    3

    7

    Сканер

    2

    8

    Телевизоры

    35

    9

    Видеокамера

    2

    10

    Фотоаппарат

    1

    11

    Музыкальный центр

    4

    12

    Магнитофоны

    8

    Средства образования включают в себя организационные формы, средства обучения, методы обучения и воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического взаимодействия и воздействия.

    Средство обучения – это материальный объект, который используется учителем и учениками, в том числе с ОВЗ и детьми – инвалидами, для усвоения знаний. Это разнообразные материалы учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное назначение средств обучения заключается в ускорении процесса усвоения учебного материала, т.е. приближение учебного процесса к наиболее эффективным характеристикам.

    К принципам использования средств обучения в МАОУ гимназии № 29 г.Томска относятся, прежде всего, следующие:

    1.Учет возрастных и психологических особенностей обучающихся, в том числе с ОВЗ и детей - инвалидов.

    2. Гармоничное использование разнообразных средств обучения (традиционных и современных) для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка с ОВЗ и инвалида через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях.

    3. Учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.).

    4. Сотворчество педагога и ученика, в том числе с ОВЗ и инвалида.

    5. Приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

    В МАОУ гимназии № 29 г.Томска используют следующие группы средств обучения:

    1. Средства, как источник информации.

    2. Средства, как инструмент усвоения учебного материала.

    Средства мы делим на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся:

    1. Учебники.

    2. Учебные пособия.

    3. Дидактический материал.

    4. Тестовый материал.

    5. Средство наглядности.

    6. ТСО (технические средства обучения).

    7. Лабораторное оборудование.

    В качестве идеальных средств выступают:

    1.Общепринятые системы знаковых языков (речь).

    2. Письмо (письменная речь).

    3. Системы условных обозначений различных наук.

    4. Средства наглядности.

    5. Учебные компьютерные программы.

    6. Методы и формы организации учебной деятельности.

    7. Системы требований к обучению.

    В работе педагогический коллектив МАОУ гимназии № 29 г.Томска исходит из того, что обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга:

    Идеальные средства обучения

    Материальные средства обучения

    Первый уровень – на уроке:

    Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке.

    Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО.

    Второй уровень – учебный предмет:

    Системы условных обозначений различных дисциплин, учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету.

    Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету).

    Третий уровень – весь процесс обучения:

    Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований.

    Кабинеты для обучения, библиотеки, столовые и буфеты, медицинский кабинет, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения.

    Говоря о воспитании детей, в том числе с ОВЗ и детей - инвалидов, мы говорим о следующих концептуальных подходах педагогического коллектива МАОУ гимназии № 29 г.Томска к пониманию данного процесса. Воспитание  - это часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Воспитание присутствует во всех формах социальных отношений (в быту, в семье, на производстве и др.), являясь важной составной частью их функционирования. В широком смысле воспитание - это качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение, его  перевод (интериоризация) во внутренний психический план личности. Этот процесс может носить как организованный, так и стихийный характер. Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет и др.), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив и др.), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно, так как процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне.

    Воспитание - это долговременный и непрерывный процесс. Его результаты не следуют непосредственно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы. Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:

    1. Определение целей и задач воспитания.

    2. Разработка содержания воспитания, его основных направлений.

    3. Применение действенных методов.

    4. Формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.

    Воспитание  - это процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике. В науке выделяют:

    1. Воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией.

    2. Воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.

    3. Воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.

    Факторы воспитания  - это представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов (индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов). В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность к самовоспитанию.

    В МАОУ гимназии № 29 г.Томска используются различные методы и средства воспитания. Метод воспитания  - это путь достижения заданной цели воспитания, это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Средство воспитания  - это совокупность приемов. К факторам, определяющим выбор методов воспитания, мы относим следующие:

    1. Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.

    2. Содержание воспитания.

    3. Возрастные особенности воспитанников, в том числе с ОВЗ и инвалидов. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников, в том числе с ОВЗ и инвалидов.

    4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления - необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками, в том числе с ОВЗ и инвалидами.

    5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников, в том числе с ОВЗ и инвалидов.

    6. Условия воспитания - климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.

    7. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.

    8. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.

    9. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.

    10. Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

    В МАОУ гимназии № 29 г.Томска используется классификация методов воспитания, которая выстроена по определенному признаку система методов. Данная классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание. По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

    1. Влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи.

    2. Влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

    В работе используется классификация методов воспитания на основе направленности:

    1. Методы формирования сознания личности.

    2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

    3. Методы стимулирования поведения и деятельности.

    В заключение отметим, что перечисленные средства обучения и воспитания по возможности и необходимости используются в МАОУ гимназии № 29 г.Томска:

    - различные формы организации, взаимодействия, контроля, мониторинга, индивидуальной работы;

    - технологии обучения и воспитания, направленные на формирование УУД и личностного развития;

    - ИКТ как средства  информации в образовании;

    - связь с социумом;

    - связь с семьёй, как основным средством воздействия на процессы обучения и воспитания;

    - различные психолого-педагогические приёмы в школьной среде;

    - коммуникация со сверстниками и др.

    Водные объекты отсутствуют.

    Не предусмотрено штатным расписанием МАОУ гимназии № 29 г.Томска. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание будет предоставлено сопровождающее лицо.

    Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ассистентом в МАОУ гимназии № 29 г.Томска регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Решение о предоставлении ассистента принимает гимназия на основании следующих документов:

    - заявление родителей (законных представителей) ребёнка с ОВЗ;

    - заключение медико-социальной экспертизы (МСЭ) об установлении инвалидности;

    - индивидуальная программа реабилитации ребёнка с ОВЗ, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

    - заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями об организации сопровождения ребёнка с ОВЗ во время учебного процесса.

    Ассистентом может быть человек без специального образования, достаточно среднего общего, возможно прошедший курсы профессиональной переподготовки или только инструктаж. Это может быть любой сотрудник образовательной организации, педагог. Чаще всего в роли ассистентов выступают родственники «особенного» ребёнка, его родители (законные представители), или лица, которых родители (законные представители) нашли и «привели» в гимназию самостоятельно для выполнения этой функции.

    В круг обязанностей ассистента входит:

    - сопровождение ребёнка с ОВЗ, с целью оказания технической и физической поддержки, помощи в перемещении внутри здания, класса (группы), в образовательном пространстве в целом;

    - помощь в формировании чувства уверенности, эмоционального, психологического комфорта;

    - приватная помощь по уходу (например, помочь с личной гигиеной, питанием; помочь одеться и раздеться, поправить одежду);

    - помощь в подготовке и уборке рабочего места, взаимодействие с педагогом с целью наладить контакт и выстроить коммуникацию с «особенным» ребёнком.

    Процесс сопровождения включает несколько этапов:

    1. Подготовительный этап — будущий ассистент знакомится с родителями (законными представителями) и образовательной организацией, с документами, проходит необходимый для работы с ребёнком инструктаж.

    2. Знакомство с ребёнком — установление с ним эмоционального контакта, что является одним из основополагающих факторов в работе с детьми с ОВЗ и детьми — инвалидами.

    3. Непосредственное сопровождение — это повседневная последовательная работа по сопровождению, вхождению ребёнка в учебный процесс, общественную и социальную жизнь.

    Территория МАОУ гимназии № 29 г.Томска адаптируется для удобства всех детей. Детали о доступности конкретных зон можно узнать при оформлении заявления.

    Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
    законодательно закрепляет принцип доступности образования
    для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

    Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в МАОУ гимназии № 29 г.Томска созданы специальные условия, в т.ч. доступ в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ):
    1. При входе на территорию гимназии, перед калиткой, нанесена разметка для остановки автомобиля при высадке инвалидов и лиц с ОВЗ.

    2. Перед входной группой (слева от ступеней) расположен указатель и звонок вызова ассистента (помощника) из числа сотрудников гимназии, для предоставления услуг по оказанию инвалидам и лицам с ОВЗ необходимой технической помощи.

    3. При входе в здание и на лестничных маршах внутри гимназии обозначены контрастные ступени (нижняя и верхняя ступени выделены желтым цветом) для слабовидящих людей.

    4. На стеклянные двери, во избежание травм, наклеен "Желтый круг" - предупредительный знак для слабовидящих людей.

    Конструктивные особенности здания МАОУ гимназии № 29 г.Томска не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья пробел

    Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, инвалидам и лицам с ОВЗ МАОУ гимназии № 29 г.Томска созданы условия для беспрепятственного входа в здания гимназии и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории и в здании гимназии (при необходимости с помощью сотрудника гимназии).

    Не предусмотрено. Транспортные средства для перевозки детей-инвалидов отсутствуют.

    Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МАОУ гимназии № 29 г.Томска (разработан и адаптирован с учетом потребностей слабовидящих людей (версия для слабовидящих)) и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

    Информатизация образовательного процесса в МАОУ гимназии № 29 г.Томска является одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения. Данный процесс направлен на повышение эффективности и качества учебных занятий и администрирования посредством применения информационно-коммуникативных технологий (далее – ИКТ).

    В свободном доступе для обучающихся с ОВЗ и детей - инвалидов находятся 30 компьютеров и 2 компьютера  для работы в библиотеке. В гимназии создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников с ОВЗ и детей - инвалидов в условиях информационного общества. Все компьютеры МАОУ гимназии № 29 г.Томска соединены в единую локальную сеть, имеют выход в Интернет. Информационная база гимназии - это:

    -электронная почта;

    - локальная сеть;

    - выход в Интернет со скоростью до 100 МБит/c;

    - официальный сайт гимназии.

    Школьники с ОВЗ и дети - инвалиды имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и ежедневно в свободном доступе после уроков в компьютерном классе в соответствии с графиком работы. В свободное от уроков время каждый желающий ученик с ОВЗ и ребёнок - инвалид при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач.

    С целью исключения доступа обучающихся ОВЗ и детей - инвалидов к сайтам экстремисткой направленности и иным запрещенным ресурсам сети Интернет, несовместимым с образовательным процессом, в гимназии действует система контент-фильтрации, осуществляется ПАО «Ростелеком». Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся ОВЗ и детей - инвалидов и педагогического персонала закрыт.

    Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что школьный компьютер является тем инструментом, который позволяет:

    1. Повысить эффективность учебных занятий через включение в урок мультимедийных материалов (видео, звука, иллюстрационного материала), повышая его наглядность.

    2. Организовать изучение материала каждым учеником ОВЗ и ребенком - инвалидом индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе за счет использования цифровых образовательных ресурсов предметной направленности.

    3. Включить межпредметные интеграционные процессы, так как он по своей сути инструмент надпредметный, а применение, одних и тех же программных средств и алгоритмов при решении математических, физических, химических и других задач акцентирует внимание на общности изучаемых в рамках разных предметов тем и законов.

    4. Сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки учебной аудитории, того объема информации, которая предоставляется учителем или родителями (законными представителями) ученика.

    В МАОУ гимназии № 29 г.Томска имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), интерактивные доски и др. В гимназии создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о гимназии и её основных направлениях, о ее истории, развитии и традициях, об учениках, о педагогических работниках и т.д. На сайте гимназии также размещаются важные нормативные документы, регламентирующие организацию образовательного процесса.

    Назначен ответственный за работу «точки доступа к сети Интернет» в ОУ.

    В МАОУ гимназии № 29 г.Томска внедрен и функционирует электронный дневник и электронный журнал на платформе автоматизированной информационной системы «Сетевой город. Образование». На сайте гимназии функционирует кнопка «для слабовидящих».

    Информационная система МАОУ гимназии № 29 г.Томска:

    Наименование ИС

    Назначение ИС

    Метод доступа

    Уровень

    Электронный дневник и журнал

    Обеспечение электронной услуги - предоставление информации о текущей успеваемости обучающегося муниципального образовательного учреждения

    Аутентификация осуществляется через портал «Госуслуги»

    региональный

    bus.gov.ru

    Размещение информации о государственных (муниципальных) учреждениях

    Электронный ключ

    федеральный

    Правила использования информационной системы и организация доступа к информационно-телекоммуникационным сетям регламентируются следующими локальными актами МАОУ гимназии № 29 г.Томска:

    1. Регламент работы работников и обучающихся МАОУ гимназии № 29 г.Томска в сети Интернеет.

    2. Положение № 225 «Об ограничении доступа обучающихся МАОУ гимназии № 29 г.Томска к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования».

    3. Правила использования сети «Интернет» в МАОУ гимназии № 29 г.Томска.

    4. «Об электронных образовательных ресурсах МАОУ гимназии № 29 г.Томска.

    5. Инструкции для обучающихся по обеспечению информационной безопасности при использовании сети «Интернет» для размещений в учебных кабинетах, в которых осуществляется доступ к сети «Интернет».

    6. Инструкции для сотрудников МАОУ гимназии № 29 г.Томска о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети «Интернет.

    7. Инструкция по организации антивирусной защиты в МАОУ гимназии № 29 г.Томск.

    МАОУ гимназия № 29 г.Томска постепенно внедряет элементы безбарьерной среды. На входе и 1 этаже имеются тактильные планы-схемы объекта (расположение кабинетов в помещений), сочетающие в себе плоско-выпуклые элементы (очертания стен здания, путей движения и условных обозначений). Актуальная информация о доступности объектов уточняется при обращении.

    Во время проведения занятий, где обучаются ученики с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и дети – инвалиды, применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.

    Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой программы педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации. Дополнительно для информирования родителей (законных представителей) учеников с ОВЗ и с инвалидностью, имеется сайт гимназии и электронный дневник.

    Форма проведения текущей и итоговой аттестации для учеников с ОВЗ и с инвалидностью может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

    Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в гимназии имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей - инвалидов и детей с ОВЗ:

    Показатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

    Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

    Использование специальных учебников, учебных пособий и

    дидактических материалов

    Дети-инвалиды и дети с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе

    Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

    Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования,

    предназначенные для всех категорий учеников, в том числе и для детей - инвалидов и детей с ОВЗ:

    - мультимедийные комплексы (проектор, экран, ноутбук);

    - интерактивные доски;

    - ноутбуки ученические с подставкой под ТСО;

    - оборудование лингафонного кабинета;

    - телевизоры;

    - музыкальные центры;

    - видеоплееры;

    - видео.

    Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидностью

    Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ предусматривается:

    -возможность индивидуального сопровождения и консультирования учеников по организационным и учебным вопросам;

    -работа с семьей обучающегося;

    -методическая работа с учителями;

    -организация внеучебной (воспитательной) работы с обучающимися.

    Для лиц с нарушением

    слуха

    -обеспечение предоставления учебных, лекционных материалов в электронном виде;

    -доступ к электронным образовательным ресурсам;

    -звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

    -звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования

    Для лиц с нарушением зрения

    -портативное устройство для чтения (лупа);

    -возможность предоставления бесплатно специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы;

    -обеспечение предоставления учебных, лекционных материалов в электронном виде;

    -доступ к электронным образовательным ресурсам;

    -звукозаписывающее устройство (диктофон);

    - настольная лампа с регулировкой освещения в динамическом диапазоне

    Кабинет психолога - психолога

    -оснащен специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования;

    - доступ к электронным образовательным ресурсам;

    -мультимедийный стол для песочной терапии

    Кабинет учителя - логопеда

    1.Общее речевое развитие. Диагностика. Модели занятий. Дидактический материал.

    2. Логопедические упражнения. Выпуск 1.

    3. Логопедические упражнения. Выпуск 2.

    4. Коррекционная работа. Русский язык. Демонстрационные таблицы.

    5. Логопедическая служба в сиситеме ППМС-сопровождения.

    6. Интерактивные речевые игры.

    7. Словарные слова от А до Я.

    8. Русский язык. Интерактивные тренажёры «Учение с увлечением» 1 класс.

    9. Развитие речи. Поурочное планирование 2-3 классы (VIII вид).

    10. Коммуникация.

    11. Коррекция письменной речи детей. Модульно-блочные технологии.

    12. Логопедические пазлы. Прогрессивные технологии обучения детей.


     

    В МАОУ гимназии № 29 г.Томска имеется в наличии при входе в объект вывеска с названием гимназии, графиком работы, планом здания, кнопка для вызова, поручни.

    Вход с собакой-проводником разрешен при предоставлении соответствующих документов.

    Условия пребывания животного на территории обсуждаются индивидуально.

    Допуск собаки-проводника возможен только при наличии документа, подтверждающего её специальное обучение, который выдан по форме и в порядке, утверждённом приказом Минтруда России от 22.06.2015 №386н «Об утверждении формы документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи». Некоторые условия нахождения собаки-проводника на объекте:

    • 1. Для собаки предусмотрено специальное место для отдыха/ожидания, минимальный размер которого составляет 1,5 кв. м, с возможностью фиксации собаки на свободном поводке.

      2. Место должно быть защищённым от холода (сквозняков) и перегрева (вдали от обогревающих приборов, ограждено от прямых лучей солнца) и не располагаться на проходе.

      3. Зона отдыха/ожидания обеспечена чистой подстилкой и не переворачиваемой поилкой для воды.

      4. Выгул собаки на территории объекта запрещён, при необходимости организуется специальное место для выгула собаки-проводника.

      5. Выгул собаки осуществляется в наморднике и на поводке, вдали от тротуара, детских и спортивных площадок, специально организованных клумб, газонов, зелёных насаждений.

      6. Во время выполнения собакой функций сопровождения посторонним лицам запрещается её угощать, гладить, звать. Общаться с собакой можно только с разрешения владельца, в свободное от выполнения функций сопровождения время.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике