История муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназии №29 г.Томска
"Любое обучение человека есть не что иное,
как искусство содействовать стремлению природы
к своему собственному развитию".
И. Пестолоцци
В 1987 году была основана средняя школа № 29. Возглавил новое учебное заведение Сокуров Г.А., человек, благодаря которому данное учреждение получило всеобщее признание. Средняя школа № 29 была построена в 1987 году в центре Октябрьского района города Томска. Этот район активно расстраивался, вокруг появлялись новые современные микрорайоны. В этой связи школа помогла решить проблему перегрузки других функционирующих в районе школ. Из 36 школы вместе с директором Сокуровым Геннадием Аркадьевичем в 29 пришли педагоги - единомышленники, кто стремился к активной инновационной работе. Так был создан новый педагогический коллектив 29 школы. Район, где была построена 29-я, не был богат «очагами» культуры. Поэтому в образовательном учреждении была создана Школа искусств, где были открыты хоровое отделение, народная и классическая хореография, бальные танцы, изобразительное искусство, вокальное отделение, проводились индивидуальные занятия на музыкальных инструментах. Со временем в школе пришли к выводу, что нецелесообразно развивать эстетический блок, не привязывая его к гуманитарной основе. Так возникла идея развития языкового образования. Интерес ребят к языкам поддерживался не только контактами с иностранцами, но и поездками за рубеж. Преподавание на гимназическом уровне было под силу не всем школьным учителям. Поэтому в школу пригласили для чтения новых спецкурсов преподавателей вузов г. Томска. Обстановка в школе с их приходом круто изменилась. Резко поднялся интеллектуальный и культурный уровень занятий. И как результат – сразу 17 отличников, 96% выпускников поступают в вузы. В 2001 директором была назначена Сорокина Л.М. Глубина знаний, новые дисциплины – это то, что отличало 29 гимназию от обычной школы. Содержание предметов приближено к вузовскому, университетскому. Изучаются вопросы философии, культуры, всемирной литературы, основы теории перевода – науки философского направления. Велось не просто углубленное изучение, а профильное… За годы образовательное учреждение неоднократно меняло свой статус. В 1991 году школа была преобразована в среднюю гуманитарно – эстетическую гимназию № 29, а в 1993 году - в муниципальную гуманитарно – эстетическую гимназию № 29. Муниципальным общеобразовательным учреждением, гимназией № 29 г.Томска стала в 2001 году, в 2010 году гимназия стала муниципальным автономным общеобразовательным учреждением гимназией № 29 г.Томска (Постановление администрации Города Томска от 07.10.2010 № 1070). С августа 2006 года и по настоящее время гимназию возглавляет Шаболина С.В. В течение всех лет коллектив школы (а ныне гимназии) обновлялся неоднократно: уходили на заслуженный отдых именитые ветераны труда, приходили молодые специалисты, в качестве учителей возвращались выпускники. МАОУ гимназия № 29 г.Томска успешно прошла период становления и заявила о себе как об инновационном успешно развивающемся образовательном учреждении. Подтверждением тому служат многочисленные достижения: 1994 год - лауреат гранта Сороса 3 степени; 1995, 1996 годы – Школа года; 1997 год – лауреат премии Томской области в сфере науки и образования; 1999 и 2000 годы – награждена Золотыми медалями Сибирской ярмарки «УчСиб – 1999, 2000»; 2000 год – диплом VIII Международной выставки за образовательную модель «Обновление гуманитарно – эстетического образования и новые образовательные технологии», 2006г. – экспериментальная площадка ТОИПКРО по теме «Организация мониторинговых исследований качества обучения в профильных классах»; 2008 год – награждена за высокие качественные результаты единого государственного экзамена выпускников 2008 года и др. Для педагогического коллектива, для обучающихся и их родителей гимназия – это особая атмосфера взаимоотношений, сохранение устоявшихся традиций обучения и воспитания, своеобразный «дух» образовательного учреждения. Гимназия работает в условиях инновационной деятельности, проводит семинары и научно-практические конференции на различном уровне: городском, региональном, всероссийском, международном («Экология и человек», «Язык и культура», «Инновации и традиции в реформируемой школе», «Школа и права ребёнка»). Традиционными мероприятиями стали «Славянские чтения» и научно-практическая конференция «Исследовательский дебют». В гимназии предложен широкий спектр дополнительных образовательных услуг, которые позволяют развивать академическую одарённость и творческие способности учеников в рамках проекта «Развитие одарённости личности»: «Детская мировая литература», «Музыкальные традиции Германии, Англии», «Занимательная геометрия для младших Шаболина С.В. Сорокина Л.М. школьников», «Английский и компьютер», «Речь и этикет», «Прикладная химия», «Мастерская русской словесности», «Я и мои права», «Физика вокруг нас», Бисероплетение», «Основы живописи», «Чудесная лепка», и многие другие. На сегодняшний день гимназия имеет свидетельство о государственной аккредитации, серия 70 АО I № 0000102 (до 2024 года), лицензию, серия А, № 0000659 (бессрочная). Филиалы отсутствуют. Гимназия функционирует в соответствии с лицензионными контрольными нормативами, реализует право ведения образовательной деятельности по программам дошкольного, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, а также программам художественно – эстетической и физкультурно – спортивной направленности. Приоритетными целями образовательного учреждения являются создание в гимназии такого образовательного пространства, которое позволит обеспечить личностный рост школьника с учетом его интересов, потребностей и способностей, подготовку ребенка к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества за счет освоения инновационных технологий и моделей обучения. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №29 г.Томска является образовательным учреждением, реализующим модель полисистемной гимназии, направленной на создание образовательных сред с целью выращивания культурной потребности со стороны учеников, педагогов и родителей и исследования условий реализации данных потребностей. Эта модель способна удовлетворить образовательные потребности всех субъектов образовательного процесса: родителей, учеников, педагогов. Развитие гимназии ориентируется на построение открытого образовательного пространства, которое максимально будет способствовать становлению выпускника как успешной, социально - активной, физически здоровой, творческой и конкурентоспособной личности. МАОУ гимназия № 29 г.Томска интегрирует классические, социальные и реальные цели образования, универсальное и прагматическое содержание образования, частично - дифференцированную классно - групповую и полностью дифференцированную индивидуально - групповую организационные модели образования. Миссию МАОУ гимназии № 29 г.Томска мы видим в создании такого образовательного пространства, которое позволит обеспечить личностный рост школьника с учетом его интересов, потребностей и способностей, подготовку ребенка к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества. Гимназия имела и имеет множество статусов: - с 1999г. - базовое образовательное учреждение ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет» по организации и проведению педагогических практик студентов ТГПУ; - с 2002г. - базовое образовательное учреждение по международной немецко – российской программе Главного управления зарубежных школ «Школы – партеры будущего»; - 2003 – 2008г.г. – муниципальная экспериментальная площадка по теме «Организация профильного обучения»; 2006 – 2009г.г. – областная (ТОИПКРО) экспериментальная площадка по теме «Организация мониторинговых исследований качества обучения в профильных классах гимназии № 29»; - 2009 – 2010г.г. – муниципальная экспериментальная площадка по теме «Здоровье и развитие молодежи»; - с 2009г. - базовое образовательное учреждение ГОУ ВПО «Томский государственный университет» по проведению совместных научных исследований и разработок, внедрению данных перспективных разработок в практику; - с 2009г. - базовое образовательное учреждение Образовательного центра «Школьный университет» (при ГОУ ВПО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники») по исследовательской программе «Будущее за ИКТ»; - с 2010г. - Пилотная площадка Главного управления зарубежных школ по Сибири. Немецкий языковой диплом II ступени; - с 2010г. - базовое образовательное учреждение АНО «Дом Учителя Уральского федерального округа» по проведению территориального варианта финального этапа VI Международной Олимпиады по основам наук; - с 2010г. - базовое образовательное учреждение Ассоциации языкового образования и международного сотрудничества ALEIC Чехии (Карловый университет) по проведению Международной олимпиады Восток – Запад среди учащихся 9 – 11 классов средних школ России и стран СНГ; - с 2010г. – областная экспериментальная площадка по теме «Оптимизация образовательного процесса с целью создания условий для оздоровления школьников»; - с 2011г. - областная экспериментальная площадка по теме: «Создание инновационной модели образовательного пространства - Гимназия – территория Здоровья, формирующая культуру здоровья всех субъектов образовательного процесса»; - с 2012г. - муниципальная экспериментальная площадка департамента образования администрации Города Томска по теме: «Условия создания модели организации здорового питания в МАОУ гимназии № 29 г.Томска как залога успешного обучения и крепкого здоровья школьников»; - с 2012г. - пилотная площадка по реализации пилотного проекта «Инфошкола»; - с 2012г. - сетевая образовательная площадка «Развитие проектно- исследовательской деятельности школьников в рамках научно-практических конференций»; - с 2013г. - муниципальная инновационная площадка. Инновационный образовательный международный проект «Будущее - с немецким»; - с 2012г. - сетевая образовательная площадка научно-практическая конференция «Современный статус немецкого языка: проблемы преподавания и перспективы обучения»; - с 2012г. - МАОУ гимназия №29 г.Томска внесена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России – 2012» за лидирующие позиции в сфере образования в своем регионе и России в целом; - с 2013г. – МАОУ гимназия №29 г.Томска внесена в электронный реестр «Доска почета России», раздел «Наука и образование» за высокие показатели безупречного качества выпускаемой продукции предоставляемых услуг, социально экономическую значимость своей отрасли в регионе; - 2013г. – победитель Всероссийского конкурса «Лучший инновационный проект – 2013» (национальная премия в области образования); - 2013г. – победитель конкурсного отбора на получение денежного поощрения коллективами ОУ Томской области, внедряющих инновационные образовательные программы и проекты; - 2013 год – лауреат конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучшая гимназия». - лауреат Всероссийского конкурса на лучшее образовательное учреждение, развивающее физическую культуру и спорт, олимпийское образование «»Олимпиада начинается в школе» (2013г.); - лауреат Всероссийского конкурса «Элита Российского образования» в номинации «Лучшее учреждение общего образования, реализующее программы гражданского, патриотического и духовно – нравственного воспитания молодежи» (2013г.); - победитель международной образовательной предметной дистанционной игры «Mastex» (2010г., 2011г., 2012г., 2013г.). - лауреат областного конкурса «Лучшая организация Томской области по охране труда» (2014г.); - 2014 год – гимназия вошла в перечень 500 лучших образовательных организаций, которые продемонстрировали высокие образовательные результаты в 2013 – 2014 учебном году (Топ-500) (в рамках проекта «Социальный навигатор» подготовлен московским центром непрерывного математического образования при информационной поддержке МИА «Россия сегодня» и «Учительской газеты» при содействии Министерства образования и науки РФ).